СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
С освоением каждой новой деятельности отдель¬ные ее действия автоматиз
ируются, т. е. выходят из-под строгого сознательного контроля. Образы,
регулирующие процесс, вследствие этого становятся все более обобщен¬н
ыми. Когда ребенок делает свои первые шаги, а взрослый обучается чему-
то новому, например, печатать на машинке, то вначале движения неуклюжи
, и выполнение каждого элемента требует к себе пристального внимания и
усилий.
265
Со временем координация движений совершенствуется и действия выполняют
ся быстро, экономично и изящно, хотя при этом о них просто перестают д
умать. Овладеть мастерством означает достигнуть автоматизации типовых
движений и их последовательной организации в простран¬стве и времени.
Так, например, человек, осваивающий но¬вое дело, обучается соответству
ющим движениям рук и ног порознь, но в процессе тренировки они объедин
яются и формируется единая двигательная структура. Органи¬зация двигат
ельных структур сопровождается постепен¬ным устранением «лишних» движе
ний и уменьшением мы¬шечной напряженности.
По мере обучения деятельность постепенно освобожда¬ется от сознательно
го контроля. В первую очередь пере¬стают контролироваться сознанием и
автоматизируются устойчиво повторяющиеся элементы, стереотипные и мене
е ответственные. Проявление автоматизации обнаруживает¬ся как исчезнов
ение лишних движений, избыточных не¬адекватных усилий, переход к укруп
ненному управлению и слитному исполнению ряда операций. Все это отража
ет изменения в ориентировке — ее обобщение и свертыва¬ние, в результат
е чего наступает сужение поля созна¬тельного контроля.
Если новичок — курсант летного училища, управляя самолетом, работает в
сем телом в напряженной позе, тра¬тит много энергии и быстро утомляетс
я, то опытный лет¬чик включает в работу только группы мышц, необходи¬м
ые для данного движения, его поза свободна, движения точны и экономичн
ы. В сформированном навыке меняется и характер обратной связи: вместо
зрительных основную роль в образовании сигналов обратной связи начинаю
т играть кинестетические ощущения.
Привлечение сознания к элементам уже вполне авто¬матизированной деятел
ьности ухудшает качество ее вы¬полнения. Пример взаимодействия между с
ознательными и подсознательными действиями в подобных случаях можно на
йти у Л. Н. Толстого в романе «Анна Каренина». Описывая работу Левина
на косовице, он пишет: «Чаще и чаще приходили те минуты бессознательно
го состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса ре¬з
ала сама собой... В середине его работы на него находили
266
минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось лег
ко, и в эти же самые минуты ряд его выхо¬дил почти так же ровен и хоро
ш, как и у Тита. Но только что он вспоминал о том, что он делает и нач
инал стараться сделать лучше, тотчас же он испытывал всю тяжесть труда
и ряд выходил дурен» [263, с. 296]. Другой при¬мер: молодой пианист п
роникся идеей подвергнуть созна¬тельному анализу процесс автоматизиров
анной игры на пианино, и... его игра деавтоматизировалась. В сказке Уа
йльда о сороконожке ее спросили, как она ходит: какую ногу ставит снач
ала, а какую потом. Она задумалась... и разучилась ходить.
Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех проце
ссов регулируется осознанно, со¬знание может оказывать определенное вл
ияние и на не¬осознаваемые процессы. Бессознательное (неосознавае¬мые
процессы) объединяет все те факторы, которые воз¬действуют на регуляци
ю поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.
Многие знания, отношения, переживания, составляю¬щие внутренний мир ка
ждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловл
ивают пове¬дение, не понятное ни для него самого, ни для окружаю-щих.
Бессознательная регуляция может рассматриваться как целенаправленная л
ишь в том смысле, что после до¬стижения определенной цели происходит с
нижение напря¬жения так же, как и при осознанном управлении. Фрейд [27
8] показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очаго
в скрытого напряжения, которые могут порождать психологические труднос
ти адаптации и даже заболевания.
Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им н
е осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для
этого нужно выразить его словами — вербализовать. Особенно важно ввест
и в зону сознания процессы, вызывающие возникновение скрытых очагов во
збуждения, осознавание позволяет вы¬работать алгоритм преодоления возн
икших трудностей. У каждого человека есть некоторые шаблоны поведения
и переживания, которые он не оречевляет и поэтому не способен ввести в
сознание. Люди различаются по способ¬ности выразить словами свои пере
живания.
267
Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на кот
орые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознан
ием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Человек может прийти в конфликт с многочисленными социальными запретам
и и ограничениями — табу. В слу¬чае конфликта у него нарастает внутрен
няя напряжен¬ность, и в коре мозга могут возникнуть изолированные очаг
и возбуждения. Для того чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего ос
ознать сам конфликт и его при¬чины, но осознавание невозможно без тяже
лых пережи-ваний, и человек препятствует осознанию. Например, глубокая
ненависть и даже побуждение убить соперника тщательно подавляются рев
нивым человеком и могут слу¬жить причиной возникновения у него очага в
нутреннего напряжения. Такие сложные переживания в связи с труд¬ностью
и нежелательностью их осознания тормозятся и устраняются, т. е. вытес
няются из области осознаваемо¬го. Однако это не означает, что очаги во
збуждения разру-шаются. Длительное время они могут сохраняться в за¬то
рможенном состоянии, но при определенных условиях, под влиянием соотве
тствующего воздействия они могут актуализироваться и стать реальным фа
ктом, травмирую¬щим сознание и самосознание. Такой ущемленный очаг мож
ет быть очень глубоко запрятан, но при неблагопри¬ятных условиях он мо
жет выявиться и оказывать травми¬рующее влияние на состояние человека,
вплоть до разви¬тия психического заболевания. Для исключения такого б
олезнетворного влияния необходимо осознать травмиру¬ющий фактор и ввес
ти его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира.
Осознание травмирующего фактора и непременная его переоценка позволяют
разрядить очаг возбуждения и тем самым нормализовать психическое сост
ояние чело¬века. Значение этого открытия Фрейда трудно переоце¬нить, п
оскольку любой конкретный бессознательный про¬цесс в принципе может бы
ть осознан, если только можно выразить его в соответствующей системе з
начений. Осо¬знавание, влекущее терапевтический эффект, не сводится то
лько к введению в сознание информации о событии, не приемлемом для лич
ности и потому вытесненном в под¬сознание. Оно означает также переоцен
ку и включение представления об этом событии в новую систему устано¬во
к человека и тем самым вторично вызывает изменение
268
отношения человека к этому событию Только такое осознание устраняет тр
авмирующее воздействие «непри¬емлемой» идеи. Фрейд сформулировал указа
нную зави¬симость и включил ее в основу своей терапевтической практики
. Для поиска, вскрытия и «обеззараживания» скрытых очагов в коре мозга
, возникающих при вытесне¬нии неприемлемого, он разработал методику пс
ихоанали¬за. Психоанализ включает поиск скрытых очагов и осто¬рожную п
омощь человеку в осознании и переоценке тре¬вожащих его переживаний. П
рименение этой методики может помочь человеку приспособиться к реальны
м усло¬виям жизни и к особенностям его психической организа¬ции. Фрейд
выявил решающую роль речи для психо¬аналитического лечения. Стимулиру
я вербализацию при¬чины конфликта, можно изменить и упорядочить пред-с
тавления человека о себе, а главное, подключить усилия самого больного
к собственному выздоровлению. Для это¬го врач исследует структуру лич
ности больного, анали¬зируя специфику его ассоциаций и речевые задержк
и [278].
Бессознательное — непременная составная часть психической деятельности
каждого человека. Любой психи¬ческий акт начинается как бессознательн
ый и только в дальнейшем осознается, но может так и остаться не¬осозна
нным, если на пути к осознанию встречает непреодо¬лимую преграду. Иссл
едователи предполагают, что созна¬тельное представление включает в себ
я предметное пред¬ставление и соответствующее словесное выражение, а б
ес¬сознательное, как правило, состоит лишь из предметного представлени
я. Процесс «узнавания» бессознательного связан с переводом предметного
представления в словес¬ную форму. Психоанализ — это терапия памяти. О
н вклю¬чает: поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (пере¬вод инф
ормации в словесную форму), переоценку (изме¬нение системы установок),
переживание в соответствии с новой значимостью, забывание (ликвидацию
очага воз¬буждения).
На основании обобщения своей терапевтической прак¬тики Фрейд предложил
теоретическое представление о структуре личности человека. В соответс
твии с ним, лич¬ность человека включает три части: «оно», «я», и «свер
х-я». Тесно взаимодействуя друг с другом, каждая из частей выявляет св
ои специфические функции.
269