СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
327
в их распоряжение личному делу, включавшему анкету, автобиографию, фо
тографию и образец письменной рабо¬ты студента. Они должны были произв
ести анализ мате¬риалов личного дела по определенной, общей для всех с
хеме. Все 400 преподавателей работали с одним и тем же личным делом. С
ущество эксперимента состояло в том, что в половину личных дел вклеили
фотографию симпатич¬ного, серьезного и вдумчивого молодого человека,
а в дру¬гую — фотографию малопривлекательного человека того же возраст
а. Оказалось, что, располагая массой объек¬тивных данных, подавляющее
большинство преподавате¬лей ориентировалось лишь по фотографии. Резуль
таты были таковы: малая часть дала нейтральное заключение, остальные р
азделились пополам в точном соответствии с предложенной фотографией [п
о 203, с. 269).
Ощущение проблемы как диссонанса между имеющим¬ся и желаемым вызывает
у человека определенное по¬знавательное напряжение, которое может разр
ешиться либо отысканием логического решения (левополушарный процесс),
либо внезапным усмотрением решения как новой структуры исходных данных
— инсайтом (правополушарный процесс). У некоторых народов давно сущес
твуют упражнения, которые с помощью специальных, логически неразрешимы
х задач повышают познавательное напряже¬ние до такой степени, что прои
сходит срыв логического мышления и скачок к другому типу мышления (по
нашей терминологии — к правостороннему). Так, коаны в систе¬ме дзен —
это специфические парадоксы, вопросы-загад¬ки. Для их решения необходи
мо особым образом сосре¬доточиться, преодолеть формально-логический по
дход, перейти с помощью смещения и трансформации к под¬сознательно-асс
оциативному мышлению. Полезно всмат¬риваться в глубь проблемы до тех п
ор, пока не возникает ощущение слияния с миром, теряется граница «я».
В этом случае сознание включается в поток конкретной ситуации и вниман
ие сливается с объектом восприятия, что обеспе¬чивает тотальную перера
ботку информации от объекта. Возникает возможность воспринимать объект
ивную дейст¬вительность целостно, без детального ее осознания.
Оправдано стремление максимально опираться на предметы и образы, модел
и и картины при решении задачи, тем самым стимулируя конденсацию. Прил
агая усилия для решения задачи в плане образа, человек выделяет из
328
каждого образа, вовлекаемого в решение, богатую до¬полнительную информ
ацию. При этом в анализ включает¬ся много индивидуально неповторимых ч
ерт каждого об¬раза, теряющихся в акте логического вывода, связан¬ного
с выбором адекватных категорий. Например, эф¬фективны упражнения по с
ведению словесных задач, пред¬ставленных в языке последовательно, в во
спринимаемые одновременно, зрительно, с предметной наглядностью схемы.
Пробуждает творческую фантазию интуиции предъяв¬ление задач с недостаю
щими элементами, как если бы кто-то уже нашел решение, но оно частично
потеряно или неиз¬вестно полностью. Здесь снимается ряд психологическ
их барьеров: не надо бояться войти в противоречие с закона¬ми природы
(существование решения доказано), не надо страшиться авторитетов (ведь
кто-то уже решил). Ука¬занный прием хорошо работает, когда неполное р
ешение предлагается в неблагоприятных условиях восприятия или при дефи
ците времени.
В фантастическом рассказе Р. Ф. Джоунса [99, с. 341] повествуется об о
дном из упомянутых условий преодоле¬ния психологических барьеров. Груп
пе ученых изложили драматическую ситуацию: в процессе испытаний погиб
изобретатель антигравитационного аппарата, демонстра¬цию работы которо
го якобы наблюдало много свидетелей. Ученым предложили восстановить ап
парат по его облом¬кам, по сильно зашумленной магнитофонной записи объ
яснений изобретателя и по информации о его мастер¬ской, лаборатории и
библиотеке. Организаторы описывае¬мого эксперимента учитывали, что к з
релым годам каждый специалист обычно приобретает способность инстинкти
вно отклонять все, что не соответствует известным ему зако¬нам естеств
ознания, он как бы воздвигает плотины в своем уме, строит шлюзы, через
которые текут допускаемые в сознание сведения. По мере того как специ
алист стано¬вится все более опытным и знающим, он относится к ин¬форма
ции все более избирательно — закрывает шлюзы настолько, что практическ
и ничто новое уже не может попасть в его мозг.
Итак, весь научный опыт говорил ученым, что построе¬ние антигравитацио
нного двигателя неосуществимо, а «свидетели» и эксперты утверждали обр
атное. Тем, кто хотел «повторить» изобретение, необходимо было не толь
-
329
ко внимательно присмотреться к общепризнанным посту¬латам, имеющим отн
ошение к тяготению, но и пересмот¬реть некоторые из них. Участники экс
перимента реагиро¬вали на ситуацию по-разному. Одни сомневались в ее р
еальности, что лишило их возможности найти новые ре¬шения. Другие пове
рили, что аппарат был создан и, сле¬довательно, его принципы не против
оречат законам при¬роды. Тем самым все психологические барьеры у них б
ыли сняты, и в этих облегченных условиях было найдено принципиально но
вое решение. В подобных ситуациях хорошо развитое воображение, освобож
денное от давле¬ния многих внутренних запретов и подстегиваемое дефици
¬том времени, работает автоматически и может восполнить пробелы сенсор
ной информации.
В заключение можно добавить, что развитие описан¬ных элементов интуити
вных решений не только стимули¬рует творческие возможности, но и дает
важное преиму¬щество в общении. Поведение людей, способных к интуи-тив
ным решениям, трудно предсказать, и поэтому ими сложнее манипулировать
. И, наоборот, те, кто не обла¬дает развитой интуицией, оказываются в
известном про¬игрыше, ими легче манипулировать, поскольку их поведе¬ни
е направляется по высоковероятному и поэтому легко-предсказуемому пути
.
Все перечисленные приемы активизируют правое полу¬шарие, способствуя в
ключению его в творческий процесс. Правое и левое полушария играют в и
нтуиции каждое свою роль. Логика гарантирует достоверность и служит ор
удием доказательства. Правосторонняя обработка, спо¬собствуя целостном
у восприятию, служит орудием изобре¬тательства. Интуитивный и осознанн
ый процессы выбора решений тесно переплетаются и представляют собой по
-следовательность логических и подсознательных этапов. Плодотворной по
дсознательной деятельности может пред¬шествовать программа поиска — ря
д логических рассуж¬дений, сужающих и ограничивающих интуитивный поиск
. Реальный процесс открытия не всегда подчинен логике, но оформление п
олученных результатов в научный текст не может быть осуществлено вне л
огики — формулиро¬вание гипотезы требует указания ее логических связей
с известными законами [180].
Латеральное мышление позволяет найти новый взгляд на проблему или пере
скочить на новый уровень ее пони-
330
мания, временно пренебрегая логическими противоречи¬ями. Затем можно п
опытаться проложить логически после¬довательный мост от исходных данны
х к этому новому подходу. И так шаг за шагом последовательно включаютс
я правосторонний процесс и строгий логический анализ, приближая интуит
ивное решение.
Эффективность обучения и роль правого полушария
Возникает вопрос, как оптимально использовать воз¬можности каждого пол
ушария. Для примера затронем такую практически актуальную область, как
обучение. Последние десятилетия прогресс в обучении связывали с посте
пенной заменой освоения учащимися практических навыков накоплением у н
их осведомленности в теорети¬ческих знаниях. При этом неявно предполаг
алось, что увеличение доли теоретического знания будет способство¬вать
повышению творческой инициативы. Действительно, мы стали очевидцами у
величения числа теоретических курсов, повышения уровня абстрактности и
зложения ма-териала в них, широкого использования символов, усиле¬ния
математизации и алгоритмизации материала при изло¬жении нематематическ
их дисциплин и даже гуманитар¬ных знаний, широкого внедрения программи
рования и т. д.
К сожалению, этим тенденциям сопутствовали другие: понизилась общая эм
оциональность изложения, его язык стал более сухим, близким к канцеляр
скому, далеким от литературного, уменьшилась доля ярких выразительных
конкретных примеров, знания излагаются, как правило, в безличной форме
, т. е. вне связи с именами ученых, ко¬торым принадлежат соответствующ
ие открытия, законы, разработки, изобретения, проекты; чрезвычайно мал
о ис¬пользуются ритмы — речевые и музыкальные, которые сами по себе ак
тивизируют эмоциональную и непроиз¬вольную память. Перекос в обучении
в пользу формально-словесных форм обучения приводит к формированию шаб
¬лонного, догматического способа мышления, неумению применять формальн
о усвоенные знания на практике. Слабость, неразвитость пространственно
го воображения все чаще становятся препятствием и в творческом поиске,
и в мастерстве.
331