СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Когда в связи с выходом на пенсию лишается ра¬боты человек, для которо
го она составляла весь смысл жизни, он оказывается перед лицом старост
и психически обезоруженным. Резкое изменение всего склада жизни, невзи
рая на снятие нагрузки, может привести к ухуд¬шению психического здоро
вья, поскольку подобная пере¬мена может обернуться стрессовой ситуацие
й. Для пред-отвращения подобных последствий желательно изменить психол
огическую ориентацию специалистов, связанную с их нежеланием менять св
ое высокое должностное положение. Они предпочитают лучше остаться совс
ем вне производственной сферы, чем потерять престиж. Даже от¬давая себ
е отчет в необходимости сохранения частичной рабочей нагрузки, но стра
шась утраты достигнутой пози¬ции, они ищут работу на новом месте. Разу
мнее пре¬одолевать этот психологический барьер и искать пути перехода
к менее ответственному и более простому труду по возможности на прежне
м месте работы, так как всякий переход сопряжен с изменением стереотип
а, что может потребовать слишком больших усилий.
386
Психическая старость и физическая немощность — не одно и то же. Нельзя
рассматривать биологическое одряхление как жестко связанное с личност
ными измене¬ниями. Нередко можно видеть молодых людей, психически преж
девременно постаревших, и других, которые, не¬смотря на свой преклонны
й возраст, мало отмечены психологическим старением, поскольку их лично
сть ос¬тается способной к развитию. От чего зависит сохра¬нение душевн
ой молодости? Человек не может жить без положительных эмоций. В старос
ти будущее часто не сулит ему новых радостей, и поэтому с целью получе
ния подобных переживаний он обращает свой взор либо к свет¬лым момента
м прожитой жизни, либо переносит свои надежды на жизнь детей и внуков,
связывая свои ра¬дости с их заботами и удачами. Если в качестве основ
ной стратегии достижения источника радости он погружается в свое прошл
ое, то он теряет будущее, перестает разви¬ваться как личность, одновре
менно ослабляются его связи с современностью и современниками. Все тру
днее стано-вится ему находить с ними общий язык, а это, в свою очередь
, способствует дальнейшей утрате контактов с детьми, молодежью, жизнью
. Тем самым человек обрекает себя на одиночество в период, когда ему с
овершенно необходимы дружеские и родственные связи. В том случае, когд
а он связывает свои радости с будущим своих детей, учеников или своего
труда, он сохраняет себе перспективу развития как личности, а вместе
с тем и духовную молодость. Поддерживая и укрепляя контакты с молодежь
ю, сопереживая их поражениям и победам, он завоевывает их уважение и л
юбовь и вместе с тем завоевывает для себя активную жизнь.
В этом возрасте возникает особое ощущение уходящего времени, поэтому ж
аль впустую истраченных часов, и че¬ловек становится все более разборч
ивым к видам деятель¬ности, так как лишь некоторые доставляют ему радо
сть. Главную ценность и наибольшую радость доставляет ему в этом возра
сте время, которое он сам наполняет содер¬жанием. Строительство дома,
посадка сада, воспитание внуков, творчество, разные формы приобщения к
искус¬ству — все эти виды деятельности связаны с миро¬восприятием пер
спективы. А пожилые люди способны заглянуть в далекое будущее.
387
Одна из причин этого — необъятные просторы пережитого, оставшегося поз
ади, другая причина — понимание непреходящих ценностей, тех, которые п
редопределяют гармонию жизни.
В глубокой старости может измениться характер че¬ловека. Эти изменения
обусловлены не только возрастны¬ми особенностями, но и переменой окру
жения. Например, если человек становится скупым на слова, то это неред
ко связано с тем, что старых друзей уже нет, а новых заводить уже нет
сил и возможностей. Старческая бес¬помощность, внушаемость и податливо
сть хорошо из¬вестны. Эти черты обычно связаны с сужением круга интере
сов и концентрацией их вокруг собственных же¬ланий и потребностей, ино
гда в ущерб интересам близких. Когда в старости у человека, всю жизнь
отличавшегося добротой и щедростью, возникает скупость (пресловутая ск
аредность стариков), молодые недоумевают, откуда это. Они меньше пораж
ались бы и больше практически по¬могали, если бы отчетливо поняли, что
эта бережливость есть форма борьбы за независимость и свободу. Поскол
ьку пожилые люди по тем или иным причинам не рассчи¬тывают уже сами за
работать на непредвиденные нужды, единственный способ сохранения незав
исимости — это бережливость. Многие старики очень обидчивы, и их реакц
ии кажутся молодым несоразмерными причинам, так как они не знают, что
после незначительного конфликта в семье или на работе у пожилого челов
ека нередко в памяти всплывают старые, давно забытые обиды, т. е. они
реагируют не только на данное конкретное событие, а на сумму всех пред
ыдущих обид плюс эту, поэтому у них и развивается массированная реакци
я, которая может приобрести вид невроза.
В самой глубокой старости человек, которому семья и общество не предъя
вляют никаких требований, не может освободиться от обязанностей по сам
ообслуживанию, а выполнение этих обязанностей становится все труднее.
В связи с этим прежние социальные мотивы поведения могут отходить у не
го на второй план. Такая ситуация способствует резкому сужению круга и
нтересов и заостре¬нию черт характера, тогда человек перестает интере¬
соваться всем, выходящим за пределы его субъектив¬ного мира, а оставша
яся энергия направляется на само¬сохранение.
388
Подобное изменение круга интересов в самом позднем возрасте рассматрив
ается как приспособительное явление, направленное на сбережение иссяка
ющих возможностей организма и поддержание наиболее важных жизненных фу
нкций.
История культуры и науки дает нам много примеров не только долголетия,
но и сохранения при этом фи¬зического здоровья и высокого интеллектуа
льного потен¬циала. Так, известный английский акробат Джонсон по¬кинул
подмостки на 96-м году жизни и еще через не¬сколько лет был в состоян
ии пройтись на руках перед королем Эдуардом VII. Чокиа Залиханов в 196
7 г. участвовал в восхождении на Эльбрус в возрасте 115 лет. Л. Н. Тол
стой научился кататься на велосипеде в 65 лет, а в 75 еще бегал на кон
ьках. Ему было уже за 80, а он верхом на лошади делал прогулки по 20 к
м в день.
Сохранение и творческого потенциала и духовных сил демонстрируют биогр
афии великих художников и ученых. Великий художник эпохи Возрождения Т
ициан, про¬живший 99 лет, достиг небывалой высоты мастерства в последн
ие 25 лет своей жизни. Между 96 и 99 годами он написал «Оплакивание Хр
иста» и создал алтарную часть собора Святого Петра в Риме. Гете было 8
0 лет, когда он написал вторую часть драматической поэмы «Фауст».
Такие работы И. П. Павлова, как «Условные рефлексы» и «Лекции о работе
больших полушарий головного мозга», были им закончены в возрасте 74 и
78 лет. Великий физиолог активно работал до последних дней своей жизн
и. Заслуженный деятель науки, профессор математики Б. Букреев справил
14 сентября 1959 г. свой столетний юбилей, еще читая лекции в Киевском
университете, где он проработал 70 лет. Свой учебник «Неевклидова гео
метрия в аналитическом изложении» он готовил к пе¬реизданию после свое
го 100-летнего юбилея. Писатель А. Гессен, автор таких талантливых кни
г, как «Набереж¬ная Мойки, 12», «Во глубине сибирских руд», «Все волно
¬вало нежный ум», «Москва, я думал о тебе», первую свою книгу написал
на 84-м году жизни. И подобных примеров можно привести бесчисленное мн
ожество.
Марк Тулий Цицерон в своем знаменитом диалоге «Катон старший, или О ст
арении» писал: «Старые люди воспринимают все то, в чем они принимают у
частие. Мудрец тот, чья жизнь представляет собой одно согласное целое
и кто в старости осуществляет планы, задуманные в молодости».
389
ОБЩЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ
Духовная старость в немалой степени связана с неспо¬собностью к воспри
ятию нового, поэтому лучшее из средств против старения — это поддержив
ать восприимчи¬вость к явлениям реальной жизни. Современные научные да
нные о долгожителях свидетельствуют о том, что их характерными чертами
являются живая связь с совре¬менностью и сопротивление внешним и внут
ренним усло-виям, благоприятствующим социальной изоляции. Если к внешн
им условиям следует отнести постепенную потерю сверстников, то к внутр
енним — резкое понижение зре¬ния, слуха. Максимальный контакт с людьми
, связь с современностью положительно влияет на сохранность личности,
обеспечивает ее полноценность и после ста лет жизни.
Когда сочувственно на наше слово
Одна душа отозвалась —