СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Временная функциональная пассивность аудитории ха¬рактеризуется выраже
нным ростом безусловного доверия к преподавателю, что позволяет ему ос
уществлять внуше¬ние, воздействовать на учащихся преимущественно через
эмоциональную сферу, не останавливаясь на логических доказательствах.
Очевидно, логические аргументы при этом не мешают, а только усиливают
эмоциональное воз¬действие. Неспецифическая психическая отзывчивость
обучаемых создается и усиливается специальной обстанов¬кой занятий — т
оржественностью, включением элементов эстетического воздействия, в том
числе функциональной музыки, удобных кресел, расположением обучаемых
за круглым столом, изоляцией от посторонних звуков для снятия излишнег
о напряжения, раскованности, большей концентрации на изучаемом материа
ле.
Кроме внушающего воздействия преподавателя суще¬ственный вклад в проду
ктивность метода погружения вносит влияние успехов товарищей по группе
. Как спра¬ведливо отмечает А. В. Петровский [211], совершенно неправи
льно распространенное убеждение, что, чем мень¬ше учащихся, тем лучше,
и самый эффективный способ обучения — индивидуальный. Если группа в п
роцессе уче¬бы превращается в подлинный коллектив, то не только наблюд
ение за успехами других внушает веру в собствен¬ный успех, но и прямое
поощрение членов этого коллек¬тива воздействует на каждого. Заинтерес
ованность коллектива в успехах каждого его члена — мощный фактор перес
тройки мотивации учебной деятельности, ведущий к ускоренному обучению.
501
Двуплановость при передаче нового материала, когда слова и фразы, несу
щие смысловую нагрузку (один план), сопровождаются эмоционально окраше
нными жестами, интонацией, мимикой (другой план), позволяет усилить ег
о воздействие, способствовать более быстрому переходу информации из кр
атковременной памяти в более дли¬тельную.
Уже из краткого описания отдельных методов актив¬ного обучения видно,
что они способны помочь в овладении знаниями человеку любого возраста.
Достигается это с помощью изменения цели и укрепления учебной моти¬ва
ции у обучающихся. Они не должны делать специаль¬ных усилий, стремясь
запомнить материал, а просто ре¬шают конкретные задачи, тесно связанны
е с их будущей или действительной работой, причем в социальной и эмо¬ц
иональной обстановке, максимально приближенной к производственной. В э
тих условиях в процессе решения задачи они накапливают необходимые зна
ния и способы поведения, и тем самым основной учебный материал вво¬дит
ся в цель деятельности, а не в средства. Этим они су¬щественно отличаю
тся от традиционных методов обучения, в которых общая цель — получение
знаний, образования, специальности — если и значима личностно, то неп
осред¬ственная, связанная с усвоением конкретного материала, навязывае
тся извне. Цель данного занятия субъективно не связывается с реальными
задачами профессиональной деятельности, не актуализирует соответствую
щих со-циальных установок и поэтому не дает нужного эффекта. В то же в
ремя при активном обучении отдаленная конеч¬ная цель — учиться — непос
редственно порождает мотив конкретной деятельности (например, при реше
нии ситу¬аций) и пробуждает личностную заинтересованность, ко¬торая су
щественно интенсифицирует процесс усвоения материала и улучшает резуль
таты обучения. Повышение эмоционального фона и предварительная настрой
ка на ситуацию оптимизируют работу памяти, тем самым дости¬гается эффе
ктивное использование прошлого опыта уча¬щихся и изменение их общего о
тношения к обучению.
502
Не только изменение отношения к обучению является существенным достоин
ством активных методов по сравнению с традиционными, но и принятие нов
ых способов и стратегий поведения. Речь идет не только об их усвоении,
но именно об их личностной приемлемости, что исходно связано с психол
огическими барьерами и способами за¬щиты и, безусловно, требует перест
ройки установок. По¬лезно подчеркнуть и то, что в активных методах ист
очни¬ком новой информации становится не только преподава¬тель и учебна
я литература, но и весь коллектив слу¬шателей. Преподаватель лишь помо
гает выбирать нужную информацию из обсуждаемых проблем и направляет хо
д дискуссии. При традиционных формах обучения — и при лекционном спосо
бе общения и в процессе индивидуаль¬ной работы — обмен информацией осу
ществляется только через преподавателя. При активном способе обучения
общение в группе — основная форма взаимодействия, создающая человеку о
птимальные условия для того, чтобы он мог развить и выразить свое собс
твенное мнение, обосновать свою точку зрения, а это, в свою очередь, я
вля-ется необходимым условием для интериоризации знаний и взглядов, т.
е. превращения их в достояние личности, в убеждения.
Мы кратко изложили несколько методов активного обучения. Важно иметь в
виду, что, даже не применяя их в полном объеме, можно использовать их
элементы в обычном лекционном курсе. Приведем несколько при¬меров.
Из метода погружения. Начиная читать курс лекций, нередко сталкиваются
с внутренним сопротивлением части взрослой аудитории. Причины сопроти
вления такие: (а) «мы все это знаем, это нам не нужно, это неинтересно
», или такие: (б) «нам поздно изучать это, мы уже плохо ус¬ваиваем, на
м трудно». Для преодоления барьера (а) на первую лекцию целесообразно
выносить материал, обла¬дающий рядом особых качеств: безусловно, новый
для аудитории, безусловно, полезный для нее, увлекательный. Неважно,
если этот материал затем будет частями повто¬ряться в последующих лекц
иях, главное, создать натиск. Слушатели не должны успеть «оглянуться»,
как уже с интересом слушают материал. Для преодоления барьера (б) пол
езно кратко изложить принципиальную концеп¬цию советской психологии о
том, что человек не только может усваивать новый материал всю жизнь, н
о, накап¬ливая жизненный и профессиональный опыт, делает это
503
все лучше, поэтому, чем старше он становится, тем легче постигает нов
ое, если отдает себе отчет в личной ценности получаемых знаний. С той
же целью можно рассказать и привести убедительные примеры, показывающи
е, что, если человек не ставит себе барьеров собственными уси¬лиями, а
, наоборот, повышает уверенность в своих силах, его способности резко
возрастают. Таким образом, первая лекция должна «погрузить» в курс и в
ызвать энтузиазм к последующим лекциям.
Целесообразно перед лекцией дать на 2—3 минуты музыкальную настройку.
Желательно подобрать эту музы¬кальную заставку так, чтобы по мелодии и
словам (если они есть) она помогла слушателям отстроиться от ма¬териа
ла, изложенного на предыдущей лекции другого пре¬подавателя, отдохнуть
и подготовиться к оптимальному восприятию именно данной темы. Опыт му
зыкальных за¬ставок показал, что это нововведение встречается ауди¬тор
ией положительно, но требует дальнейшего совершен¬ствования в подборе
мелодий в соответствии не только с темой, но и с музыкальной культурой
аудитории.
Из метода конкретных ситуаций. В процессе лекции (лучше в конце ее) мо
жно попросить аудиторию привести примеры по теме лекции и ситуации из
своей практики и совместно обсудить их, организовав тем самым свое¬обр
азный обмен опытом. Включение слушателей в актив¬ное обсуждение и их с
огласие поделиться своими наход¬ками и примерами — не только содержате
льно и полезно всем присутствующим, но и меняет их отношение к пред¬ме
ту и к преподавателю на более продуктивное. Для того чтобы открыть нап
равленную дискуссию, в конце лекции можно предложить вопрос: «Какие фа
кты из материала последней лекции свидетельствуют о...?»
Один из способов, позволяющий включить в обсуж¬дение ситуации, реально
волнующие данную аудиторию, состоит в следующем. После очередного зан
ятия лек¬ционного цикла слушателям предлагается изложить наи¬более зап
омнившуюся или еще ждущую своего разреше¬ния ситуацию из своей професс
иональной практики. Например, нужно описать случай, когда их подвела п
амять или произошло чрезвычайное событие на экзамене.
504
Из тренировки чувствительности. Целесообразно вво¬дить в излагаемый ма
териал элементы личного научного и профессионального опыта. Аудитория
всегда питает определенный интерес к личности преподавателя, его следу
ет правильно удовлетворить не на почве бытовых деталей (это сближает,
но понижает престиж), а на профессио¬нальной почве. Полезно к месту и
скромно очертить об¬ласть своих профессиональных и научных интересов и
рас¬сказать о собственных научных результатах. Это повы¬шает доверие
и к остальному излагаемому материалу. Рост авторитета преподавателя не
посредственно сказывается на эффективности обучения: лучше запоминаетс
я мате¬риал и требуется меньше аргументации.
Из деловых игр. Элементы игр могут органично вклю¬чаться в семинарские
занятия. Например, группа делится на три части (из методики М. К. Тут
ушкиной): а) теоре¬тиков (изучающих теорию), б) практиков (изучающих п
рактическое применение), в) критиков. Каждая подгруп¬па готовит свой а
спект темы и должна аргументированно изложить подготовленный материал
[269].
Опыт чтения курса лекций по психологии для пре¬подавателей факультета
повышения квалификации Ленин¬градского государственного университета и
м. А.А. Жда¬нова выявил особую роль заключительной конференции слушате
лей. Такая конференция позволяет каждому из них систематизировать полу
ченные на лекциях знания, учесть свой собственный практический опыт и
активизиро-вать научно-практический багаж для решения предстоя¬щих зад
ач. Если на отдельных лекциях курса элементы активных методов использо
вались порознь, то итоговая конференция позволяет применить их вместе,
в едином аккорде. Для примера опишем методику проведения одной из так
их конференций.
За две недели до конца курса слушатели получили от лектора домашнее за
дание — ответить письменно на три следующих вопроса: Как проявляется и
в чем обнаружи¬вается талант преподавателя? Как можно выявить уро¬вен
ь мастерства и профессионализма преподавателя? От чего зависит престиж
преподавателя? Слушатели гото¬вят письменные ответы (произвольного об
ъема) дома, в спокойной обстановке, разрешается представлять груп¬повы
е ответы. Через неделю ответы сдаются лектору.
При анализе представленных ответов лектор проводит их статистическую о
бработку, вскрывая картину распре¬деления мнений по затронутым вопроса
м и выделяя наи¬более радикальные взгляды. С авторами соответствующих
ответов он