СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
Во многих случаях специфического сигнала (указателя), классифицирующег
о (дифференцирующего) два контекста, может не быть, и организм будет в
ынужден получать эту информацию из актуального нагромождения событий,
составляющих контекст в каждом случае. Однако в человеческой жизни (и,
вероятно, в жизни других организмов) определенно существуют сигналы,
чья главная функция - классификация контекстов. Вполне резонно предпол
ожить, что, когда собака, проходившая длительное обучение в психологич
еской лаборатории, видит перед собой некоторое оборудование, ей станов
ится ясно, что ей предстоит последовательность контекстов совершенно о
пределенного рода. Такой источник информации мы должны называть "марке
ром контекста", причем нужно немедленно отметить, что, по крайней мере
на человеческом уровне, существуют также "маркеры контекста контекста
". Например: аудитория смотрит постановку "Гамлета" и слышит, как геро
й размышляет о самоубийстве в контексте своих отношений с мертвым отцо
м, Офелией и другими. Зрители не бегут немедленно звонить в полицию, п
оскольку они получили информацию о контексте контекста Гамлета. Они зн
ают, что это "игра", причем они получили эту информацию от множества "
маркеров контекста контекста" - афиши, рядов кресел, занавеса и т.д. С
другой стороны, шекспировский Король, у которого пьеса в пьесе вызыва
ет укоры совести, игнорирует многие "маркеры контекста контекста".
На человеческом уровне очень многие и очень разные явления попадают в
категорию "маркеров контекста". Приведу некоторые примеры:
a) трон Папы, с которого он делает заявления ex cathedra; эти заявлени
я таким образом наделяются особым порядком важности;
b) плацебо, с помощью которого врач задает фазу для изменения субъекти
вного ощущения пациента;
c) блестящие предметы, используемые некоторыми гипнотизерами для "инду
цирования транса";
d) сирена воздушной тревоги, дающая "отбой";
e) рукопожатие боксеров перед боем;
f) соблюдение этикета.
Эти примеры, однако, принадлежат к социальной жизни чрезвычайно сложно
го организма; на этой же стадии гораздо полезнее поискать аналогичные
феномены на предвербальном уровне.
Собака может увидеть поводок в руке хозяина и вести себя так, словно о
на знает, что это означает прогулку; или же она может получить информа
цию о приближении этого типа контекста от звука слова "гулять".
Когда крыса начинает последовательность исследовательских действий, де
лает ли она это в ответ на "стимул"? Или в ответ на контекст? Или в от
вет на маркер контекста?
Эти вопросы выносят на поверхность формальные проблемы Теории Логическ
их Типов, которые следует обсудить. В своей оригинальной форме теория
имеет дело только со строго цифровой (digital) коммуникацией, и неясно
, насколько далеко ее можно применять к аналоговым и иконическим (icon
ic) системам. То, что мы здесь называем "маркерами контекста", может б
ыть либо цифровыми (например, слово "гулять"), либо аналоговыми сигнал
ами: например, оживление в поведении хозяина может указывать на прибли
жение прогулки; либо же маркером может служить некоторый элемент прибл
ижающегося контекста (поводок как элемент прогулки); либо в экстремаль
ном случае сама прогулка во всей своей сложности может означать саму с
ебя, без каких-либо указателей или маркеров, стоящих между собакой и о
пытом. Воспринимаемое событие само может сообщать о собственном появле
нии. В этом случае, конечно, не может быть ошибки типа "съедания меню"
. Более того, тут невозможно генерирование парадокса, поскольку в чист
о аналоговой или иконической коммуникации не существует сигнала для "н
ет".
Фактически для аналоговой коммуникации не существует формальной теории
и, в частности, нет эквивалента для теории информации или Теории Логи
ческих Типов. Этот пробел в формальном знании создает неудобства, когд
а мы покидаем разреженный мир логики и математики и сталкиваемся с фен
оменами из области естествознания. В природном мире коммуникация редко
бывает чисто цифровой или чисто аналоговой. Часто дискретные цифровые
точки собираются вместе для составления аналоговой картины подобно по
лутоновому блоку принтера; часто, как в случае маркеров контекста, сущ
ествует непрерывная градация от наглядно очевидного (ostensive) через
иконический и до чисто цифрового уровня. На цифровом полюсе этой шкалы
все теоремы теории информации действуют в полную силу, но на наглядно
очевидном аналоговом полюсе они бессмысленны.