СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Когда исследовали атмосферу в семьях, где воспитыва¬лись подростки с п
оложительной самооценкой, то обнаружили, что там между детьми и родите
лями существо¬вал тесный контакт [233]. Родители проявляли глубокий ин
терес к проблемам детей, участвовали в их разре¬шении и всегда показыв
али, что считают своих детей достойными не только интереса и сочувстви
я, но и ува-жения. Можно предположить, что подобное отношение родителе
й побудило детей рассматривать себя в поло¬жительном свете [55].
Дети, как правило, приходят в школу с положи¬тельным отношением к ней.
Постепенно у детей с по¬ниженными способностями или слабо подготовлен
ных может накопиться горький опыт получения плохих отме¬ток, тогда изм
еняется мотивация — отношение к школе и обучению может стать отрицател
ьным, нарастающие трудности в учебе снижают и самооценку. Для пред¬отв
ращения падения самооценки Н. А. Менчинская [184] считает целесообразн
ым поручать слабо успевающим школьникам роль учителей по отношению к м
ладшим детям. Тогда у ученика возникает потребность воспол¬нять пробел
ы в знаниях, а успех в этой деятельности способствует нормализации его
самооценки. Нарушение адекватной самооценки может произойти и у детей
, хорошо подготовленных к поступлению в школу. Хорошая под¬готовка поз
воляет им учиться в младших классах ус¬пешно, практически не затрачива
я усилий. На фоне легких успехов у них укрепляется привычка к постоянн
ым похвалам, развивается высокий уровень притязаний и вы¬сокая самооце
нка. При переходе в старшие классы, где возрастает сложность учебного
материала, эти школьники, не имея трудовых навыков, могут утратить пре
восходство по отношению к товарищам и, вследствие этого, у них резко п
адает самооценка. Если отметка, выставляемая педагогом, учитывает не т
олько конечный результат, но и трудовой вклад школьника в его достижен
ие, то она стимулирует ученика к поддержанию трудовых усилий, на нужно
м уровне и способствует формированию адекватной самооценки.
Следует обратить внимание на зависимость форми¬рования правильной само
оценки ученика от установки учителей. Американские психологи Розенталь
и Якобсон [по 376] поставили эксперимент: в начале учебного года убед
или учителей в том, что от определенных учеников («поздноцветущих») сл
едует ожидать больших успехов только к концу учебного года.
395
На самом деле, ученики, обозначенные как «поздноцветущие», выбирались
слу-чайным образом. Проверка, проведенная после этого эк¬сперимента, в
ыявила, что эти «поздноцветущие» ученики действительно улучшили свои у
спехи в большей степени, чем другие дети. Подобное улучшение до некото
рой сте¬пени определялось ожиданием учителей, которые, сами не сознава
я того, реализовали в отношении «поздноцветущих» определенные установк
и, которые проявлялись в общении, в особом выражении лица, тоне голоса
, ма¬нерах — всем том, что могло передать их положительные ожидания уч
еникам. Например, если учитель предполагал, что ученик обладает высоки
м интеллектуальным потен¬циалом, он ждал ответа дольше и с поощряющим
вы-ражением лица. Анализируя данные подобных экспери¬ментов, можно зак
лючить, что если у учителя сформи¬рована установка на низкие результат
ы обучения, то, невольно реализуя ее нетерпеливостью в общении с уче¬н
иком, равнодушным выражением лица, учитель способ¬ствует понижению сам
ооценки у ученика и реальному ухудшению успеваемости.
Большое влияние на самооценку школьника оказывает успеваемость. У учен
иков с плохой успеваемостью могут резко ухудшиться отношения с коллект
ивом класса и наблюдаться деформация поведения. Некоторые из них, несм
отря на равнодушное к ним отношение, всеми си¬лами тянуться к другим р
ебятам, любой ценой стараясь привлечь к себе внимание, но большая част
ь неуспе¬вающих занимает пассивную позицию, испытывая одино¬чество. Та
кие ребята становятся замкнутыми, кон¬фликтными, ищут общения вне школ
ы.
Самая отрицательная оценка и жесткая критика, от¬носящаяся только к от
дельному действию или поступку подростка, не задевает его болезненно,
поскольку не затрагивает его самоуважения. Она не воспринимается им ка
к ущемление его личности. Вместе с тем, всякая, даже относительно мягк
ая критика и неблагоприятная оценка глубоко ранит и потому воспринимае
тся в штыки, если представляется подростку и взрослому человеку как оц
енка его в целом, так как порождает у него пред¬ставление о недоброжел
ательном отношении. Если мы хотим, чтобы наша критика способствовала и
зменению поведения человека в нужном направлении, то лучше критиковать
частности на фоне общей доброжелатель¬ности.
396
Самооценка может показывать, как человек оценивает себя по отношению к
некоторому отдельному свойству, а самоуважение выражает обобщенную са
мооценку. Вы¬сокое самоуважение означает, что человек не считает себя
хуже других и положительно относится к себе как личности. Низкое самоу
важение предполагает неуважение к себе, отрицательную оценку собственн
ой личности [133, 149]. Между идеалом, формируемым как перспектива раз
вития, и реальной самооценкой (на данный момент) существует определенн
ое расхождение, стимулирующее самоусовершенствование. Уровень притязан
ий относится к идеалу, так как он связан с целями, которые человек стр
емится достичь. С целями он соразмеряет трудность текущих задач, избир
ая те, которые представляются ему не только преодолимыми, но и привлек
ательными. Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек под
час не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, каза
лось бы, странная реакция объяс¬няется имевшимся в данный момент уровн
ем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины
радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.
Уровень притязаний зависит от веры человека в свои способности и прояв
ляется в стремлении завоевать опре¬деленную репутацию, получить призна
ние в глазах зна¬чимой для себя группы людей [149]. Добиться этого, ка
к известно, можно либо с помощью полезных для общества действий — особ
ых достижений в творчестве и труде — либо не прилагая особых усилий в
этих областях — экстравагантностью в одежде, прическе, стиле поведения
(рис. 20).
Степень самоуважения зависит от соотношения уровней успеха и притязани
й. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек
чувствовал себя удовлетворенным [320]. Как правило, у людей с понижен
ным и адекватным самоуважением длительная неудовлетворенность результа
тами своей дея¬тельности снижает ее результативность. Повышенный, но н
е слишком высокий уровень притязаний может ока¬зывать положительное вл
ияние на поведение человека, поскольку он предполагает глубокую внутре
ннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, что по¬могает про
тивостоять длительным неудачам и отсутствию признания. (В дальнейшем т
ермины «самоуважение» и «самооценка» употребляются как синонимы.)
Рис. 20. Индивидуалист.
(Из кн.: Бидструп X. Рисунки. Т. 2. М., 1969.)
При значительных отклонениях самооценки от адекват¬ной у человека нару
шается душевное равновесие и ме¬няется весь стиль поведения. Обнаружив
ается уровень самооценки не только в том, как человек говорит о себе,
а и в том, как он поступает. Пониженная самооценка проявляется в повыш
енной тревожности, постоянной бояз¬ни отрицательного мнения о себе, по
вышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими
людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близо
сть общения. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хор
ошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положи¬тельну
ю оценку окружающих он воспринимает как вре¬менные и случайные.
398
Для человека с заниженной са¬мооценкой многие проблемы кажутся неразре
шимыми и тогда он переносит их решение в план вообра¬жения, где он мож
ет преодолеть все преграды и по¬лучить желаемое в мире мечты. Поскольк
у потребность не только в достижении целей, но и в общении при этом не
исчезает, постольку и она реализуется в вы¬мышленном мире — мире фант
азии, мечты (вспомним героя «Белых ночей» Ф. М. Достоевского).
В связи с особой ранимостью лиц с низким само¬уважением их настроение
подвержено частым колебаниям, они гораздо острее реагируют на критику,
смех, пори¬цания и, как следствие этого, более зависимы, чаще страдаю
т от одиночества. Специальные исследования вы¬явили, что при прочих ра
вных условиях только 35% людей с низкой самооценкой не страдали от оди
ночества, а среди обладавших высоким уровнем самооценки их было 86% [1
33]. Недооценка своей полезности уменьшает социаль¬ную активность, пон
ижает инициативу, приводит к па¬дению интереса к общественным делам. Л
юди с пони¬женной самооценкой в своей работе избегают соревно¬вания, п
оскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководст
вуется своими принципами, незави¬симо от мнения окружающих на их счет.
Если само¬оценка не слишком завышена, то она может положи¬тельно влия
ть на самочувствие, так как порождает ус¬тойчивость к критике. Человек
в этом случае сам знает себе цену, мнение окружающих для него не имее
т аб-солютного, решающего значения. Поэтому критика не вызывает бурной
защитной реакции и воспринимается спокойнее. Но если претензии личнос
ти существенно пре¬восходят ее возможности, душевное равновесие невоз¬
можно. При завышенной самооценке человек самоуверен¬но берется за рабо
ту, превышающую его реальные воз¬можности, что при неудаче может приво
дить его к ра¬зочарованию и стремлению переложить ответственность за н
ее на обстоятельства или других людей. Нередко люди становятся несчаст
ными из-за внушенного им в детстве преувеличенного представления о св
оей зна¬чимости, страдая долгие годы из-за уязвленного само¬любия.