СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Холерик. Как и сангвиник, отличается малой чувстви¬тельностью, высокой
реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преоблад
ает над актив¬ностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, всп
ыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — бо
льшая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возм
ожны за-труднения в переключении внимания, он скорее экс¬траверт.
346
Флегматик. Это человек с высокой активностью, зна¬чительно преобладающ
ей над малой реактивностью. Он обладает малой чувствительностью и эмоц
иональностью, его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг гром-к
о смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях
остается спокойным. Обычно у не¬го бедная мимика, движения невыразите
льны, медленный темп движений и речи. Он ненаходчив, с трудом переклю¬
чает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает на
выки и привычки. При этом он энерги¬чен и работоспособен. Отличается т
ерпеливостью, выдерж¬кой, самообладанием. Как правило, он трудно сходи
тся с новыми людьми, слабо откликается на внешние впе¬чатления, интрав
ерт.
Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивнос
тью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к том
у, что незначи¬тельный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно
обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны
, голос тихий, движения бедны. Обыч¬но он неуверен в себе, робок, мале
йшая трудность застав¬ляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен,
нена¬стойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присуще легк
о отвлекаемое и неустойчивое внимание и за¬медленный темп всех психиче
ских процессов. Среди ме¬ланхоликов большинство — интраверты.
Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человек
а — врожденный, а от каких имен¬но свойств его врожденной организации
он зависит, еще не выяснено. Относительно этого выдвинуты лишь гипо¬те
зы, более или менее разработанные.
Темперамент и продуктивность деятельности
Теперь обратимся к такому важному аспекту проб¬лемы, как взаимосвязь т
емперамента и поведения. Учи¬тывая свойства темперамента конкретного ч
еловека, мож¬но с определенной вероятностью предсказать особенности ег
о реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпеч
аток на способы общения, опре¬деляя, в частности, большую или меньшую
активность в налаживании контактов.
347
Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда ин
ициатор в общении, немедленно откликается на желание пооб¬щаться со ст
ороны другого человека, но его отношения к людям могут быть изменчивы
и непостоянны. Он чув¬ствует себя в компании незнакомых людей, как рыб
а в воде, и новая необычная обстановка его только воз¬буждает. Флегмат
ик не таков: социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувст
ва проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода позна¬ко
миться с ним, зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человек
у, поэтому любит находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной
обстановке. Он склонен и любовные отношения начинать с дружбы и в кон
це концов влюбляется, но без молниеносных ме¬таморфоз, поскольку у нег
о замедлен ритм чувств. Его скептическая натура обычно требует большог
о количества доказательств дружеских чувств и аргументов в пользу взаи
мности. У холериков и сангвиников, напротив, любовь дебютирует чаще с
взрыва, с первого взгляда, поскольку это активные и легко возбудимые л
юди.
Непонимание определяющего влияния темперамента на стиль и темп взаимод
ействия нередко служит источником постоянного раздражения. Например, т
емперамент ребен¬ка отличен от темперамента матери. Допустим, мать — с
ангвинического темперамента, быстрая, подвижная, экс¬прессивная, а доч
ь — флегматик. Весьма вероятно, что мать будет непрерывно огорчаться и
возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости своего ребенка,
бесполезно нервируя его и не отдавая себе отчета в том, что дочь унас
ледовала темперамент отца, у которого эти же качества она воспринимает
в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и
уравновешенность.
Взаимосвязь способа реагирования с темпераментом ярко и образно иллюст
рирует А. Ф. Кони в работе «Память и внимание»: «Для характеристики вл
ияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесся
свидетель к тому или другому явлению или событию, можно, в виде приме
ра, представить себе отношение обладателей различных темпераментов к о
дному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы же
нщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самую смерть в
следствие того, что она не обратила
348
внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком
поздно.
Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина — раздался разд
ирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей
, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тре
вожа».
Меланхолик скажет: «При мне вагон раздавил не¬счастную женщину; и вот
людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым дет
ям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и ско
рбь о невозвратимой потере, и картина осироте¬лой семьи с болью возник
ает в душе».
Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что гор
одское управление небреж¬но в исполнении своих обязанностей: можно ли
по¬ручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют св
оевременно звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохож
его. И вот резуль¬тат. Судить надо за эти упущения и строго судить».
А флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около
него толпа, что-то смотрят; я прив¬стал в пролетке и вижу: лежит какая
-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на с
вое место и сказал извозчику: пошел скорее» [138, с. 89].
Вот еще пример из книги Круга «Торопись не спеша». Четыре усталых стра
нника добрались к полуночи до го¬родских ворот. Ворота заперты и страж
а спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки раз выбр
аться из дому, и такое невезение! Что же делать — до утра далеко, помя
ните меня, еще дождь пойдет»— приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут
ворчать, выши¬бем ворота, и все дела!»,— горячился второй, дубася кула
ком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем
и подождем, летняя ночь коротка»,— успокаивал попутчиков третий. «Заче
м сидеть и смотреть? Рассмотрим ворота поближе. Глядите, под ними боль
¬шая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем»,— взял в свои руки
инициативу четвертый [141].
349
Врожденные особенности темперамента проявляются у человека в таких пси
хических процессах, которые за¬висят от воспитания, от социальной сред
ы и от способности управлять своими реакциями. Поэтому конкретная реак
ция на ситуацию может определяться как влиянием характерных отличий не
рвной системы, так и явиться следствием обучения и профессионального о
пыта. Напри¬мер, высокая скорость реакции у опытного водителя, летчика
, мастера бокса или фехтования — не обязательно природное свойство их
нервной системы, она может быть достигнута и в результате тренировки и
обучения. Но пределы возможного развития скорости реакции опреде¬лены
врожденными свойствами нервной системы.