СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
СТИЛЬ, ИЗЯЩЕСТВО И ИНФОРМАЦИЯ В ПРИМИТИВНОМ ИСКУССТВЕ*
* Bateson G. Style, Grace and Information in Primitive Art // A Study
on Primitive Art / Ed. by A.Forge. Oxford, 1971.
Перевод на русский язык оригинального названия этой статьи создает про
блему из-за широты смыслового спектра, который имеет в английском язык
е слово "grace". Этот спектр простирается от таких эстетически окрашен
ных понятий, как "изящество", "грациозность", "миловидность", до таких
, как "святость", "благословение" и "благодать", имеющих религиозный с
мысл.
Возможно, самым близким по смыслу является несколько устаревшее слово
"благолепие", указывающее на соединение в одном объекте как высоких эс
тетических, так и духовных качеств. Слово это, однако, отмечено характ
ерной русской тяжеловесностью.
Мы будем переводить "grace" иногда как "изящество", а иногда как "благ
одать" в зависимости от контекста, указывая при этом рядом оригинал в
скобках. - Примеч. переводчика.
Введение
Эта статья включает несколько разрозненных попыток создать план теории
, относящейся к культуре и невербальным искусствам. Поскольку ни одну
из этих попыток я не считаю вполне успешной и мои усилия еще не сошлис
ь в центре территории, план которой требуется составить, может оказать
ся полезным изложить не-техническим языком то, к чему я стремлюсь.
Олдос Хаксли (Aldous Haxley) часто говорил, что центральная проблема ч
еловеческого рода - поиск благодати (grace). Он полагал, что используе
т это слово в том же смысле, в котором оно используется в Новом Завете
, но объяснял его в своих собственных терминах. Он утверждал, как и Уо
лт Уитмен (Walt Whitman), что коммуникации и поведению животных свойст
венна наивность, которую человек утратил. Поведение человека извращено
обманом (включая и самообман), стремлением к цели и самосознанием. Ол
досу представлялось, что человек утратил ту "благодать", которую живот
ные все еще сохраняют.
Исходя из этого противопоставления, Олдос утверждал, что Бог напоминае
т скорее животное, нежели человека: Он идеально неспособен на обман и
внутреннее замешательство.
На общей шкале существ человек словно бы смещен вбок и не обладает той
благодатью, которую имеют животные и Бог.