СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Если для здоровых прочность сохранения событий в памяти зависит от их
значимости, частоты встречаемости в прошлом и поэтому легкость их вспо
минания в про¬цессе мышления различна, то для больных все события стан
овятся приблизительно равнозначимыми и равнове¬роятными, т. е. в памят
и не формируется выраженный рельеф статистик событий. Иначе проявляетс
я у них и влияние структуры жизненных ценностей и мотивов, так как по
сравнению с нормой они более равновероятны и равнозначны. Тогда нет ав
торитетов, отсутствует давление на процесс мышления своего и чужого оп
ыта, исклю¬чается использование шаблонов и стереотипов, что очень обле
гчает поиск оригинальных, творческих решений. Ведь именно подобное дав
ление прошлого опыта и пониженной самооценки (как опыта сравнения себя
с другими) и огра¬ничивает доверие к собственным гипотезам, а тем сам
ым и полет фантазии человека в процессе творчества. Надо, однако, подч
еркнуть существенное различие в творчестве здорового и подобного больн
ого. Быть может, здоровый выдвинет меньше оригинальных идей, но он уде
рживает значимую для него конечную цель интеллектуальных уси¬лий и пот
ому с большей вероятностью придет к реше¬нию. Больному трудно удержать
цель, поскольку для него не существует особо значимых задач, все они
примерно равнозначны.
Изменение характера взаимодействия с информацией в памяти многосторонн
е влияет на мышление. Остановим¬ся только на нарушении коммуникации и
непоследователь¬ности суждений. У больных шизофренией патологический п
роцесс еще в начальной стадии болезни вызывает сни¬жение возможности п
олучать положительные эмоции от контактов с внешними стимулами. Не име
я возможности прочувствовать эмоционально значение окружающих со¬бытий
, они восполняют этот пробел за счет логики, пы¬таясь к незначительным
, обыденным явлениям подходить
170
с «теоретических позиций» [109]. Обеднение эмоциональ¬ной чувствительн
ости приводит к доминированию в их мышлении словесно-логических связей
, которые не сопо¬ставляются с непосредственным опытом и недостаточно
опираются на чувственные представления и, следователь¬но, не корректир
уют индивидуальные значимости отдель¬ных событий в памяти.
Как уже отмечалось, в норме мера проникновения в существо проблемы опр
еделяется мерой переноса — транспонирования, чему обычно мешают различ
ные пси¬хологические барьеры, накапливающиеся в практике и сохраняемые
в памяти. В ситуации равнозначности и равновероятности барьеров нет —
сглажен исходный рельеф значимостей в памяти и нарушена динамика эмоц
ионального управления ее полями. В норме гене¬ральное направление пере
бора гипотез в памяти опре¬деляется кроме рельефа значимостей отдельны
х событий эмоциональным «подогревом» определенных зон памя¬ти в соотве
тствии с иерархией ценностей личности. А когда в связи со сниженной мо
тивацией нет нерав¬номерного подогрева? Тогда все равнозначимо, т. е.
мо¬тивы в равной мере утрачивают свои побудительные функции.
В норме при решении любой задачи человек пере¬бирает в поисках ответа
информацию в памяти и взве¬шивает пригодность вариантов, переходя от б
олее ве¬роятных к менее вероятным, от менее значимых к бо¬лее значимым
. А если варианты примерно равновероятны и равнозначимы, то каково буд
ет решение? Скорее всего оно будет направляться случайными ассоциациям
и. И дей-ствительно, для больных шизофренией характерна акти¬визация м
аловероятных связей, которые они используют с такой же частотой, как и
высоковероятные [32, 109]. Этим обстоятельством в значительной мере о
пределяются своеобразие и богатство генерируемых ими ассоциаций. Однак
о эти ассоциации не всегда ориентированы систе¬мой значимостей и прошл
ым опытом, зачастую они слу¬чайные, отражающие лишь самые общие связи.
Поэтому, несмотря на то, что больным не надо преодолевать каких-либо
психологических барьеров и ничто не препятствует выявлению сколь угодн
о далеких аналогий при транспо-нировании идей, мало шансов, что найден
ное ими реше¬ние будет не только оригинально, но и продуктивно, понятн
о, достаточно приемлемо. Ведь надо не только уметь летать, но и видеть
цель полета.
171
В случае очень сильной эмоциональной мобилизации, необходимой для прео
доления нарастающей инерцион¬ности при медленном поэлементном движении
к цели (на¬пример, при эпилепсии), решение не транспонируется, по-ско
льку в полях памяти формируется рельеф с резкими перепадами, которые п
ри завышенной значимости каждого результата образуют много барьеров, п
репятствуя перено¬су принципа решения в далекие области. Тогда весьма
затруднен процесс обобщения — все уникально. Ситуа¬ция обратная при ра
вной значимости опыта и устано¬вок: эмоциональный рельеф следов событи
й в памяти сгла¬жен и ничего не мешает свободному полету мысли — все м
ожно сопоставить со всем — возникают условия для схоластического мудрс
твования (например, при шизофре¬нии). В этом случае выбор информации в
процессе мыш¬ления характеризуется расширением круга признаков предме
тов и явлений, привлекаемых для решения мысли¬тельных задач, наблюдает
ся сверхобобщение, которое представляется как невозможность удержаться
в опре¬деленных, заданных смыслом задачи границах, как рас¬ширение ус
ловий решаемых задач. Отмеченные особен¬ности мышления обнаруживаются
при спонтанном разго¬воре и в ответах на вопросы. Больные не отвечают
по сути вопроса, их ответы оказываются непонятными и не¬ожиданными для
обычного мышления, и в разговоре с ними трудно следить за ходом их мы
сли и понимать смысл выражений.
Суждения больных шизофренией в большинстве слу¬чаев характеризуются не
столько формальной «непра¬вильностью», сколько парадоксальностью, стр
анностью. Те значения смыслового содержания слова, которые у здо¬ровог
о человека находятся где-то далеко, в хвостовой части функции распреде
ления, у больных возникают в сознании с такой же вероятностью, как и г
лавные зна-чения слова. Например, пациенту задают вопрос: «Что общего
между рекой и часами?» Он отвечает: «И в реке и в часах есть камни».
Больные с таким нарушением мышления не восприни¬мают юмора. Считается,
что шутка заключается в неожи¬данном переводе маловероятных ассоциаци
й в домини¬рующие или в необычном использовании значения слова.
172
Здоровые люди, не понимающие шутки, скорее всего используют только те
значения смыслового поля слова, которые ассоциируются с данным словом
с большой ве¬роятностью. Иная причина непонимания юмора у больных шизо
френией. Для них даже при знакомстве с ред¬кими значениями слова все с
обытия равновероятны, поэ¬тому неожиданности просто не может быть. Эти
же при¬чины мешают пониманию ими переносного смысла посло¬виц.
Наиболее сохранены у них те виды умственной дея¬тельности, которые хар
актеризуются четкой, однозначно детерминированной схемой операций, жес
ткой, полностью «формализуемой» программой реализации, например вы-чис
ления, грамматический строй. Существенное изменение эмоциональной сфер
ы больных вплоть до эмоциональной сухости нередко приводит к катастроф
ическому снижению волевой активности вплоть до полного исчезновения же
¬ланий и способности к волевому усилию, что нарушает ключевое звено мы
шления — его пристрастность, мотивы и установки. Поэтому эти больные н
е могут эффективно использовать свои знания, нередко очень большие.
На другом полюсе по этому параметру находятся те больные, у которых во
зникает особая, доминирующая идея — идея «фикс» или даже бред. Внутри
зоны бреда все события имеют столь повышенную значимость, что уже не с
оотносятся с критикой. Подобные представле¬ния не могут быть корригиро
ваны ни самим больным, ни со стороны. Крайний пример влияния доминирую
щих идей наблюдается при паранойе, когда больные могут по-ражать силой
логического мышления, которое при этом заболевании не нарушается. Ано
малия состоит в том, что человек находится под влиянием доминирующей и
деи, которая его преследует. Все, что происходит, сколь угодно тривиал
ьные и отдаленные события интерпретируются как направленные на него. Л
юбую информацию больной трак¬тует неблагоприятным для себя образом. От
сюда понятно, что сколь угодно мощный интеллект, но направляемый по ло
жному пути, искривляемый и отклоняемый очагом до¬минанты, не продуктив
ен.
Таким образом, нарушение организации информации в памяти, зависящее от
недостаточности или избыточ¬ности эмоциональной, личностной ее значим
ости, приво¬дит, как было показано, к многообразным нарушениям
173
мыслительного процесса, к отрыву его от реальной дейст¬вительности, ги
пертрофии формальных и логических опе¬раций, и все это не позволяет ад
екватно решать мысли¬тельные задачи.
Анализ подобного рода отклонений от нормы ясно показывает — только гар
моничное сочетание всех значи¬мых характеристик мышления делает его пр
одуктивным инструментом познания.
Способы активизации мышления
Результатом мышления является выделение посредст¬вом мыслительных опер
аций в окружающей нас действи¬тельности отношений различного уровня сл
ожности. Пе¬ренос выделенного отношения на новые ситуации опре¬деляет
понимание, а широта этого переноса характери¬зует глубину понимания. С
корость синтеза композиции операторов и операций, адекватной данной за
даче, опре¬деляет сообразительность.
Купить порошок никеля киев.Сувениры оптом с символикой.