СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(a) "Не делай того-то и того-то, иначе я накажу тебя" или
(b) "Если ты не сделаешь того-то и того-то, я накажу тебя".
Мы выбираем здесь контекст обучения, основанного на избегании наказани
я, а не на стремлении к награде, хотя для этого, может быть, нет форма
льных оснований. Мы предполагаем, что наказанием может послужить как х
олодность матери (или родителей), так и выражение ее (их) ненависти ил
и гнева, а кроме того (что, возможно, является худшим из наказаний), п
роявление родителями полной беспомощности, вызывающей у ребенка чувств
о катастрофической незащищенности [3].
3 Наши представления о наказании сейчас уточняются. Оно, как нам кажет
ся, основано на опыте восприятия, который не укладывается в объем поня
тия "травма".
4. Вторичное предписание, которое вступает в конфликт с первым на боле
е абстрактном уровне и так же, как и первое, подкрепляется наказаниями
или сигналами, угрожающими самому существованию. Вторичное предписани
е описать труднее, нежели первичное, по двум причинам. Во-первых, втор
ичное предписание относится к более абстрактному уровню и обычно перед
ается ребенку невербальными средствами. Это могут быть поза, жест, тон
голоса, значимое действие, нечто подразумеваемое в словесном коммента
рии. Во-вторых, оно может противоречить любому элементу первичного зап
рещения. Вербальные формулировки вторичного предписания, следовательно
, могут быть чрезвычайно разнообразными. Например: "Не считай это нака
занием", "Не считай, что это я тебя наказываю", "Не подчиняйся моим за
претам", "Не думай о том, чего ты не должен делать", "Не сомневайся в
моей любви. Мой запрет является (или не является) ее выражением" и т.д
. Возможны также случаи, когда "двойное послание" создается не одним и
ндивидом, а двумя, например, один из родителей может отрицать на более
абстрактном уровне предписания другого.
5. Третичное негативное предписание, лишающее жертву возможности покин
уть поле. Формально, наверное, нет необходимости выделять это предписа
ние в особый пункт, поскольку подкрепление на двух других уровнях уже
включает угрозу существованию. Кроме того, если ДП-ситуации имеют мест
о в раннем детстве, то очевидно, что ребенок не может их избежать. Одн
ако в некоторых случаях, по-видимому, невозможность для жертвы бегства
из ситуации обеспечивается с помощью специальных средств, которые не
являются чисто негативными, например с помощью внезапных обещаний любв
и и т.п.
6. Наконец, полный набор составляющих перестает быть необходимым, когд
а жертва приучается воспринимать мир в стереотипах (patterns) "двойног
о послания". Почти любой фрагмент ДП-паттерна может теперь быть достат
очным для того, чтобы вызвать панику или ярость. Стереотип конфликтных
предписаний может воспроизводиться даже галлюцинаторными голосами (Pe
rceval, 1836, 1840).
Действие "двойного послания"
В дзен-буддизме высшая цель состоит в достижении просветления. Мастер
Дзен стремится различными способами вызвать просветление у ученика. Од
ин из этих способов состоит в том, что он заносит палку над головой уч
еника и свирепо говорит: "Если ты скажешь, что эта палка реальна, я уд
арю тебя. Если ты скажешь, что эта палка нереальна, я тоже ударю тебя.
Если ты ничего не скажешь, я тоже ударю тебя". Мы полагаем, что шизоф
реник постоянно оказывается в подобной ситуации. Только он достигает н
е просветления, а состояния дезориентации. Ученик Дзен может, например
, протянуть руку и выхватить палку у учителя, который, вероятно, приме
т такую реакцию. Шизофреник лишен подобного выбора, поскольку он едва
ли может проявить такую "непривязанность" к межличностным отношениям,
а цели и сознание его матери мало походят на цели и сознание учителя Д
зен.
Корпус nokia 6233 подробности на сайте.правильно отрезнойрассада картофеля цены, рассада картофеля v md, агрокомпания картофель вырастить рассадой.