СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Рассмотрим инструментальный взгляд на жизнь. Организм с таким взглядом
в новой ситуации предпримет поведение "проб и ошибок" для получения о
т ситуации позитивного подкрепления. Даже если ему не удается получить
это подкрепление, его целевая философия не отрицается. Его поведение
"проб и ошибок" просто будет продолжаться. Предпосылки "цели" просто п
ринадлежат к другому логическому типу, нежели материальные факты жизни
, и потому не могут быть легко опровергнуты.
Практикующий маг не отучается от своего магического видения событий, д
аже если его магия не работает. Фактически утверждения, управляющие пу
нктуацией, имеют общее свойство самоподтверждаться (Ruesch, Bateson, 1
951). То, что мы называем "контекстом", включает поведение субъекта, р
авно как и внешние события. Но это поведение контролируется предыдущим
обучением-II, и поэтому оно будет такого сорта, чтобы загнать общий к
онтекст в шаблон, соответствующий ожидаемой пунктуации. В целом, эта с
амоподтверждающаяся характеристика обучения-Н делает это обучение почт
и неискоренимым. Из этого следует, что обучение-II, полученное в детст
ве, сохранится, по-видимому, на всю жизнь. И напротив, нам следует ожи
дать, что многие важные характеристики пунктуации у взрослого имеют св
ои корни в раннем детстве.
В связи с бессознательностью этих привычек пунктуации, мы приходим к в
ыводу, что "бессознательное" включает не только вытесненный материал,
но также большинство процессов и привычек восприятия гештальтов. Субъе
ктивно мы знаем о своей "зависимости", но не можем ясно сказать ни тог
о, как был сконструирован этот паттерн, ни того, какие подсказки мы ис
пользовали при его создании.
Обучение-III
Сказанное выше о самоподтверждающемся характере предпосылок, полученны
х при обучении-ll, указывает, что обучение-III должно быть трудным и р
едким даже у человеческих существ. Было бы естественно ожидать, что и
ученым, которые тоже люди, будет трудно вообразить или описать этот пр
оцесс. Однако утверждают, что нечто подобное время от времени происход
ит при психотерапии, религиозном обращении и в других ситуациях, где п
роисходит глубокая реорганизация характера.
Дзен-буддисты, западные мистики и некоторые психиатры утверждают, что
эти явления полностью недоступны языку. Однако, несмотря на это предуп
реждение, позвольте мне начать (логические) спекуляции на эту тему.
Во-первых, следует провести различие: выше было отмечено, что эксперим
енты по реверсивному обучению демонстрируют, что при наличии измеримог
о обучения, касающегося факта реверсирования, имеет место обучение-II.
Однако есть возможность в некоторый момент обучиться (обучение-I) дан
ной установке, а затем в последующий момент обучиться реверсированной
установке и при этом не приобрести навыка реверсивного обучения. В так
ом случае от одного реверсирования к другому не будет происходить ника
ких улучшений. Одна единица обучения-I будет просто замещать другую ед
иницу обучения-I без достижения какого бы то ни было обучения-II. Если
, с другой стороны, при последовательных реверсированиях наблюдается у
лучшение обучения, то это свидетельствует о наличии обучения-II.
Если мы применим тот же тип логики к отношениям между обучением-II и о
бучением-III, нам придется ожидать, что есть возможность замещения пре
дпосылок на уровне обучения-П без достижения какого бы то ни было обуч
ения-III.
Следовательно, прежде чем обсуждать обучение-III, нам необходимо разде
лить простое замещение без обучения-III и такое усвоение замещений, ко
торое действительно является обучением-III.
То, что психотерапевтам удается помочь своим пациентам в простом замещ
ении предпосылок, полученных при обучении-ll, уже само по себе несомне
нный подвиг, если принять во внимание самоподтверждающийся характер эт
их предпосылок, а также их более или менее бессознательную природу. Од
нако нет сомнений, что в таком объеме эта задача выполнима.
Смотри здесь аренда автобуса 20 мест.На сайте www.alvis.in.ua аренда автобуса.