СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Многие люди, приближаясь к этапу поздней зрелости, неявно предполагают
, что отрезок их жизни после выхода на пенсию не так велик, чтобы зара
нее и серьезно гото¬виться к новым для себя условиям жизни. Это соверш
енно неверное предположение: период после выхода на пенсию составляет
в среднем 16 лет у мужчин и 24 года у жен¬щин — срок, сопоставимый как
с периодом молодости, так и с продолжительностью трудовой деятельност
и [298]. Приведенные цифры показывают, что это достаточно длин¬ный эта
п и не стоит жалеть усилий на фундаментальную подготовку к нему.
Прекращение трудовой деятельности обусловливает определенное изменение
социального престижа. К моменту наступления пенсионного возраста пода
вляющее боль¬шинство людей достигает максимально возможного про-фессио
нально-должностного и материального уровней, владеет высоким мастерств
ом в своей работе, пользуется заслуженным авторитетом и уважением сред
и коллег.
381
Выход на пенсию означает отказ от этого положения и, разрушая привычны
й жизненный стереотип, нередко приводит к депрессии. Нельзя забывать т
акже, что именно в этот период человек неизбежно теряет родных и близк
их людей, от него отделяются ставшие самостоятельными дети — все это м
ожет породить чувство одиночества. По¬путно отметим, что тенденция раз
дельного проживания стариков и семьи детей наблюдается сейчас во всем
мире. Подобная психологическая установка (на постоянное от¬дельное от
детей проживание) может привести человека к глубокому одиночеству в пе
риод жизни, когда ему необходима повседневная помощь и поддержка близк
их людей. Ведь семья может предоставлять пожилому чело¬веку не только
экономическую поддержку, необходимый уровень комфорта и различного род
а хозяйственно-быто¬вые услуги. Живя в семье, человек в преклонных год
ах сохраняет возможность посильно помогать детям, прино¬сить им пользу
и содержательно общаться с детьми. Участвуя в воспитании внуков и при
нятии семейных реше¬ний, пожилой человек поддерживает свой престиж, а
об¬суждая с более молодыми членами семьи их учебную и производственную
деятельность, находит применение своему жизненному и профессиональном
у опыту. Кроме того, в семье пожилой человек использует ее социальные
контакты в дополнение к собственным, что позволяет ему вести более акт
ивный образ жизни.
В старости неизмеримо возрастает роль дружбы. Без нее утрата некоторых
социальных ролей при постепенном ухудшении здоровья может порождать у
человека чувство покинутости. Люди, отошедшие от дел и потерявшие бли
зких, нуждаются не только в помощи, они испыты¬вают острую потребность
в общении с друзьями. Здесь хотелось бы сделать маленькое отступление
и напомнить о так называемой повышенной болтливости и некоторой навяз
чивости в общении, наблюдающейся иногда у очень пожилых людей. Из сказ
анного непосредственно вытекает, что такое поведение может явиться сле
дствием глубокого одиночества, недостаточности информационной нагрузки
и социального общения. Одиночество — вот корень этой особенности, и,
зная это, вы будете не только сочувство¬вать этим людям и проявлять к
ним снисходительность, но, быть может, сумеете им помочь.
382
Находить новых друзей в пожилом возрасте трудно, члены семьи давно зна
ют все истории, молодым часто они неинтересны. Эти обстоятельства опре
делили распространение в ряде стран клубов для пожилых людей, где они
могут общаться между собой.
Если, выйдя на пенсию, человек не находит нового поприща для приложени
я сил, то у него может наблюдаться постепенное сужение круга интересов
, при-водящее к сосредоточению на своем внутреннем мире и снижению спо
собности к общению. Общественное мнение подготавливает пожилых людей к
мысли, что они уходят на «заслуженный отдых» — это не способствует фо
рмиро¬ванию активной жизненной установки. Многочисленные клинические д
анные указывают на то, что бездеятельный образ жизни и пассивность отр
ицательно сказываются на здоровье человека, приводят к угнетенности, с
куке и в конечном итоге к преждевременному старению. В не¬благоприятны
х условиях бездеятельности и апатии могут подчеркиваться и обостряться
неприятные черты харак¬тера — консерватизм, переоценка прошлого, стре
мление поучать, ворчливость, эгоцентризм, недоверчивость и обид¬чивост
ь. Учитывая вероятность такой возрастной психоло¬гической деформации,
пожилой человек должен осознанно направлять усилия на поддержание в се
бе духовной гиб¬кости и преодолевать возрастную тенденцию к регидности
во взглядах и действиях, чтобы она не переросла в нетерпи¬мость и нес
пособность менять установки, держать свой ум открытым для новых идей.
Встречая лицом к лицу жизненные трудности, связан¬ные с возрастными фи
зиологическими изменениями, су¬щественно не упустить из виду, что они
могут повлечь за собой и изменения психологические. Так, например, с п
онижением слуха закономерно возрастает насторожен¬ность, но главное, ч
тобы она не переросла в подозри¬тельность и недоверчивость, когда кажд
ое слово окружаю¬щих — уже повод для тревоги и беспокойства. Однако от
четливое осознание возможных сопутствующих измене¬ний — уже есть путь
к их преодолению.
Важно отметить, что в начале старости интеллек¬туальные способности у
человека не только еще не ос¬лаблены, но даже совершенствуются (в связ
и с ослабле¬нием конкурирующей мотивации), и только в дальнейшем насту
пает постепенное их изменение [307]. Например, установлено, что продук
тивность ученых старшего возраста падает не из-за ухудшения интеллекту
альных спо-собностей, а главным образом вследствие ослабления мотиваци
и и потери творческой смелости.
383
Они так много знают, что против каждой приходящей на ум мысли немедлен
но выдвигают полчища контраргументов. Пони¬мание механизма этих трансф
ормаций позволяет осознан¬но замедлить этот процесс. Ослабление интелл
екта с воз¬растом отчасти проявляется в замедлении восприятия, уменьше
нии объективности мышления и косности сужде¬ния. Под вторым понимают п
реобладание суждений, окра¬шенных субъективным опытом, под третьим — и
злишнюю категоричность суждений, стремление всегда подвести их под руб
рику верного или неверного. Хотя установки вырабатываются, как правило
, с обычной скоростью, они малоподвижны и плохо перестраиваются, что п
роявляется в инерционности смены гипотез. Все эти указанные изменения
связаны не только и не столько с физиоло¬гическим старением, сколько с
изменением образа жизни. Вспомним, что у ребенка эгоцентризм преодоле
вается вследствие расширения социальных контактов и сферы практической
деятельности. В этом процессе не только вырабатываются необходимые мы
слительные операции, но и достигается достаточная их подвижность. Изжи
¬вание детского эгоцентризма влечет за собой, в част¬ности, исключение
категоричности суждений, их косность, стремление к опоре скорее на оп
ыт, чем на логичес¬кие построения. Отсюда становится очевидным, что пу
ть сохранения интеллекта связан с поддержанием актив¬ного взаимодейств
ия в социальной и практической сфере.
Ослабление интеллекта может быть связано и с нару¬шениями памяти. В пр
еклонном возрасте особенно сильно страдает произвольное запоминание ло
гически мало свя¬занного материала, в то время как логическая и смыс¬л
овая память хорошо сохраняется и до 70—90 лет. Особую трудность для ст
арых людей представляет использова¬ние имеющейся информации в незнаком
ой ситуации. При достаточно сохранном удержании в памяти старого матер
иала у них значительно слабеет фиксирование те¬кущего опыта. Возможной
причиной этого является понижение личной значимости для них текущей и
нформации по сравнению с прошлой, поэтому у активно работающих пожилых
людей все формы памяти сохраняются дольше. Обнаружилось, что, хотя ме
ханическое запечатление с воз¬растом действительно несколько ухудшаетс
я, продуктив-ность памяти по отношению к специальным видам деятельност
и у пожилых даже выше, чем у молодых.
384
Предпосылкой хорошей памяти в этом случае является отчетливое осознани
е человеком целей и личной значимос¬ти своей деятельности.
Эмоциональность человека достигает своего максиму¬ма в юности и снижае
тся с возрастом. Одновременно в пожилом возрасте значительно увеличива
ется длитель¬ность эмоциональных реакций, часто приобретающих характер
длительных состояний. Возможности приспособ¬ления к новым условиям с
возрастом уменьшаются, поэтому весьма желательно облегчать старым людя
м адаптацию к жизненным переменам: не следует ставить их перед неожида
нными переменами, в том числе перед такими, которые молодому и здорово
му человеку кажутся совсем мелочью. Так, даже перестановка постели с о
д¬ного места на другое может вывести их из душевного равновесия. Мощны
м эмоционально стимулирующим воз¬действием для пожилых людей обладает
сознание своей общественной полезности и необходимости в кругу семьи [
II].
Хорошее самочувствие в пожилом возрасте опирается на сохранение некото
рого объема трудовой деятельности. Труд отвлекает от болезненной сосре
доточенности на фи¬зиологических и патологических изменениях своего ор
га¬низма и повышает интерес к внешнему миру. От того, в какой мере сох
ранена возможность посильного труда и общения с внешним миром, зависит
не только общее самочувствие и настроение, но и уверенность в себе ст
арых людей. Более половины всех ушедших на пенсию отмечает ухудшение с
амочувствия. Поэтому если переход на пенсию неизбежен, его следует осу
ществлять не резко, а постепенно, ибо жизненный тонус и хорошее эмоцио
-нальное состояние зависят от сохранения и поддержания трудовых стерео
типов и привычных форм общения в трудо¬вом коллективе.
Многие пожилые люди, относясь к себе с повышенной требовательностью, н
е учитывают, что работоспособность человека старшего возраста, его про
изводственная цен¬ность оцениваются не только его индивидуальной произ
водительностью, но и по тому полезному влиянию, которое он оказывает н
а коллектив в целом, поскольку его труд сочетается с передачей опыта и
знаний молодым.
385
Чрез¬вычайно важным представляется его особенно добросовестное, эмоцио
нально окрашенное отношение к труду. Пожилой человек рассматривает сво
й труд как самооцен¬ку: само преодоление трудностей дает ему положител
ьно окрашенное ощущение одержанной победы во имя жизни и здоровья. Кро
ме того, источником повседневного са¬моутверждения могут служить береж
но сохраняемые и поддерживаемы стереотипы. Прочно установившиеся привы
чки и их неукоснительное выполнение внушают че¬ловеку спокойствие и чу
вство незыблемости бытия. В ка¬честве иллюстрации этой мысли можно при
вести эпизод из биографии Ренуара. После 70 лет у него развился жесток
ий ревматизм рук, лишив его возможности ра¬ботать правой рукой. Однако
прославленный художник садился к мольберту ежедневно почти до самого
дня смерти. Он устраивался так, чтобы левой рукой помогать правой руке
, и говорил: «Э... нет, ни одного дня без работы!» — «Почему Вы так на
стойчивы?», — спросил его заезжий поклонник. Весь поглощенный своим по
лот¬ном, Ренуар ответил: «Но ведь нет выше удовольствия!» И прибавил:
«Потом, это похоже на долг». 80-летний мастер глянул с улыбкой на спра
шивающего и пояснил: «А когда у человека нет ни удовольствия, ни долга
, зачем ему жить?» [199].