СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Создается впечатление, что, хотя многое из поведенческой коммуникации
даже у высших млекопитающих остается наглядно очевидным (аналоговым),
внутренние механизмы этих существ стали цифровыми по крайней мере на н
ейронном уровне. Может показаться, что аналоговая коммуникация в некот
ором смысле более примитивна, чем цифровая, и существует широкая эволю
ционная тенденция к замене аналоговых механизмов цифровыми. Кажется, ч
то эта тенденция работает быстрее в эволюции внутренних механизмов, че
м в эволюции внешнего поведения.
Резюмируем сказанное выше:
a) положение о воспроизводимом контексте - необходимая предпосылка для
любой теории, определяющей "обучение" как изменение;
b) это положение - не просто инструмент нашего описания, оно содержит
имплицитную гипотезу, что для изучаемых нами организмов последовательн
ость жизненного опыта, действий и т.д. каким-то образом сегментирована
или размечена на последовательности ("контексты"), которые организм м
ожет либо уравнивать, либо дифференцировать;
c) часто подчеркиваемое различие между восприятием и действием, аффере
нтным и эфферентным, входом и выходом не имеет большого значения для в
ысших организмов в сложных ситуациях. С одной стороны, ЦНС может получ
ить сообщение практически о каждой единице действия либо от внешних чу
вств, либо от эндоцептивных (endoceptive) механизмов, и в этом случае
сообщение об этой единице попадает на вход. С другой стороны, у высших
организмов перцепция ни в каком смысле не является процессом чисто па
ссивной восприимчивости, но по крайней мере частично детерминируется э
фферентным контролем высших центров. Как известно, перцепция может изм
еняться с опытом. В принципе, мы должны принять обе возможности: что к
аждая единица выхода (действия) может создавать единицу на входе и что
перцепты (единицы входа) могут в некоторых случаях принимать участие
в формировании единицы выхода. Не случайно, что почти все органы чувст
в используются также для отправления сигналов между организмами. Мурав
ьи общаются своими антеннами, собаки настораживают уши и т.д.;
d) в принципе, даже при нулевом обучении, каждая единица опыта или пов
едения может рассматриваться либо как "стимул", либо как "отклик", либ
о как то и другое вместе, в зависимости от разбиения полной последоват
ельности. Когда ученый говорит, что звонок является "стимулом" в данно
й последовательности, его заявление имплицитно содержит гипотезу о том
, как организм разбивает эту последовательность. При обучении-I каждая
единица перцепции или поведения может быть либо стимулом, либо отклик
ом, либо подкреплением в зависимости от того, как разбита полная после
довательность взаимодействий.
Обучение-II
Сказанное выше подготовило почву для рассмотрения следующего уровня ил
и логического типа "обучения", который мы здесь называем обучением-II.
В литературе предлагались различные термины для различных феноменов э
того порядка. Можно упомянуть "вторичное обучение" ("deutero-learning"
; см.: "Социальное планирование и концепция вторичного обучения" в это
й книге), "ансамблевое обучение" ("set learning"; Harlow, 1949), "обуч
ение обучению", "перенос навыка".
Резюмируем все данные выше определения:
Нулевое обучение характеризуется специфичностью отклика, не подлежащег
о исправлению, будь он хоть правильным, хоть ошибочным.