СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Высказывание "Я знаю дорогу в Кембридж" может значить: я изучил карту
и могу дать вам указания; я могу вспомнить детали вдоль всего пути; дв
игаясь по этому пути, я узнаю многие детали, хотя смог бы вспомнить то
лько немногие; за рулем автомобиля я могу довериться "привычке" делать
повороты в нужных местах, без необходимости думать, куда я направляюс
ь. И так далее.
Во всех случаях мы имеем дело с избыточностью (паттерном) весьма сложн
ого типа:
[("Я знаю"/мой разум)/дорога].
Трудность состоит в том, чтобы определить природу паттерна в круглых с
кобках, или, другими словами, определить, какие части разума являются
избыточными наряду с данным сообщением о "знании".
Наконец, существует особая форма "знания", которая обычно рассматривае
тся скорее как адаптация, чем как информация. Акула прекрасно сформиро
вана для движения в воде, однако геном акулы определенно не содержит н
епосредственной информации о гидродинамике. Скорее нужно предположить,
что геном содержит информацию или инструкции, комплементарные гидроди
намике. В геном акулы встроена не гидродинамика, а то, чего она требуе
т. Аналогично: мигрирующая птица, вероятно, не знает пути к месту назн
ачения ни в одном из вышеприведенных смыслов, однако может иметь компл
ементарные инструкции, необходимые для полета в правильном направлении
.
"Le coeur a ses raisons que la raison ne connait point" - "У сердца ес
ть собственные рассуждения, о которых рассудок не имеет никакого понят
ия". Именно это сложное чередование слоев сознательного и бессознатель
ного и создает трудности, когда мы пытаемся обсуждать искусство, ритуа
л или мифологию. Вопрос уровней разума обсуждался со многих точек зрен
ия, по крайней мере четыре из которых должны быть упомянуты и включены
в любой научный подход к искусству.
(1) Утверждение Самюэля Батлера, что чем лучше организм "знает" что-ли
бо, тем менее сознательным он становится е отношении этого знания; нап
ример, существует процесс, посредством которого знание ("привычка" дей
ствия, восприятия или мышления) стекает (sinks) на все более и более г
лубокие уровни разума. Этот феномен, являющийся центральным для дисцип
лины Дзен (см.: Херригель "Дзен и искусство стрельбы из лука"), также
относится ко всем искусствам и к любому мастерству.
(2) Демонстрация Адальбертом Эймсом (Adalbert Ames) того факта, что со
знательные трехмерные визуальные образы, которые мы создаем из того, ч
то видим, создаются процессами, включающими математические предпосылки
перспективы и т.д. Использование этих процессов полностью бессознател
ьно, и мы не имеем над ними волевого контроля. Изображение стула в пер
спективе Ван Гога оскорбляет сознательные ожидания и скрыто напоминает
сознанию о тех вещах, которые были (бессознательно) приняты как нечто
само собой разумеющееся.
(3) Теория Фрейда (а особенно Фенишеля /Fenichel/) о снах как метафора
х, закодированных в соответствии с первичным процессом. Я стану рассма
тривать стиль (т.е. тщательность, остроту контраста и т.д.) как метафо
рический феномен, который, следовательно, связан с теми уровнями разум
а, где царит первичный процесс.
(4) Фрейдовский взгляд на бессознательное как на погреб или шкаф, куда
процесс вытеснения сгружает пугающие или болезненные воспоминания.