СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Некоторые из этих вопросов затрагиваются в статьях, однако главный дви
жущий импульс книги - желание расчистить путь к тому, чтобы подобные в
опросы могли задаваться осмысленно.
* Bateson G. The Science of Mind and Order. Статья написана в 1971 год
у. Публикуется впервые.
ВВЕДЕНИЕ: НАУКА О РАЗУМЕ И ПОРЯДКЕ
Только в конце 1969 года я вполне осознал, что я делаю. Написав текст
лекции "Форма, вещество и различие" для выступления на конференции пам
яти А.Кожибского, я обнаружил, что моя работа с примитивными народами,
шизофренией, биологической симметрией, а также моя неудовлетворенност
ь традиционными теориями эволюции и обучения идентифицировали широко р
азбросанное множество меток, или точек отсчета, которые могли определи
ть новую научную территорию.
По самой природе этого занятия, исследователь никогда не знает, что он
исследует, пока это не будет исследовано. У него в кармане нет путево
дителя, который сообщил бы ему, какие церкви нужно посетить и в каких
гостиницах остановиться. Есть только двусмысленный фольклор тех, кто х
одил по этому пути. Нет сомнений, что более глубокие пласты разума вед
ут ученого или художника в направлении переживаний и мыслей, имеющих о
тношение к тем проблемам, которые каким-то образом являются его пробле
мами. Кажется, что это руководство начинает действовать задолго до тог
о, как у ученого появится какое-либо сознательное знание о своих целях
. Но как это происходит, мы не знаем.
Я часто бывал нетерпелив с коллегами, которые казались неспособны виде
ть различия между тривиальным и глубоким. Однако когда студенты попрос
или меня определить это различие, мне нечего было сказать. Я дал неопр
еделенный ответ, что любое исследование, проливающее свет на природу "
порядка" (или "паттерна") во вселенной, несомненно, нетривиально.
Но такой ответ совершенно бездоказателен.
Когда-то я вел неформальный курс для пациентов психиатрического отделе
ния госпиталя при Управлении по делам ветеранов в Пало-Альто, пытаясь
предложить им обдумать некоторые мысли, содержащиеся в этих статьях. О
ни добросовестно приходили, слушали меня с интересом, но каждый раз по
сле трех или четырех занятий возникал вопрос: "О чем вообще этот курс?
"