СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Однако если спросить, что же случается при изменении предпосылок, то с
тановится ясно, что эти два определения "фундаментального" в очень бол
ьшой степени перекрываются. Если человек достигает или претерпевает пе
ремену глубоко внедренных в его сознание предпосылок, он обязательно о
бнаружит, что результаты этой перемены распространяются на всю его все
ленную. Такие перемены мы вполне можем назвать "эпистемологическими".
Еще остается вопрос о том, что такое "эпистемологически правильный" и
"эпистемологически неправильный". Является ли переход от симметричной
"гордости" алкоголика к разновидности комплементарности, даваемой в АА
, коррекцией его эпистемологии? И всегда ли комплементарность лучше си
мметричности?
Вполне возможно, что для члена АА комплементарность всегда предпочтите
льнее симметричности и даже тривиальное соперничество при игре в тенни
с или шахматы может быть для него опасно. Поверхностный эпизод может з
атронуть глубоко внедренную симметричную предпосылку. Но это не означа
ет, что игра в теннис или шахматы является эпистемологической ошибкой
для всех.
Этические и философские проблемы в действительности касаются только ши
рочайшей вселенной и глубочайших психологических пластов. Если мы глуб
око и даже бессознательно верим, что наши отношения с наибольшей из за
трагивающих нас систем ("Силой больше нас самих") симметричны и соревн
овательны, - вот тогда мы ошибаемся.
Ограничения гипотезы
Вышеприведенный анализ содержит следующие ограничения и импликации.
(1) Я не утверждаю, что все алкоголики действуют на основании описанно
й здесь логики. Очень возможно, что существуют другие типы алкоголиков
и почти наверняка в других культурах алкогольная зависимость развивае
тся по-другому.
(2) Я не утверждаю ни того, что путь АА - единственно правильный спосо
б жить, ни того, что их теология - единственно правильный вывод из эпи
стемологии кибернетики и теории систем.
(3) Я не утверждаю, что всем трансакциям между человеческими существам
и следует быть комплементарными, хотя ясно, что отношения между индиви
дом и большей системой, частью которой он является, неизбежно должны б
ыть такими. Отношения между людьми всегда (я надеюсь) будут комплексны
ми.
(4) Тем не менее я утверждаю, что неалкоголический мир может извлечь м
ного уроков из эпистемологии теории систем и методов АА. Если мы будем
продолжать действовать в духе картезианского дуализма "сознание проти
в материи", то, вероятно, мы будем продолжать воспринимать мир через т
ермины: "Бог против человека", "элита против народа", "избранная раса
против всех прочих", "нация против нации", "человек против окружающей
среды". Сомнительно, чтобы вид, имеющий одновременно и передовую техно
логию и этот странный взгляд на мир, смог бы выжить.
авто в аренду симферополь, связь.фотоаппарат sony не включается