СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
(24) Что касается специфических отношений между тем, как пациент испол
ьзует фреймы, и тем, как терапевт манипулирует ими, то об этом в насто
ящее время известно мало. Тем не менее, наводит на размышления наблюде
ние, что психологический фрейм психотерапии аналогичен тому устанавлив
ающему фрейм сообщению, которое недоступно шизофренику. В психологичес
ком фрейме терапии "словесная окрошка" в известном смысле не патология
. Невротика особо поощряют именно так излагать свои сны и свободные ас
социации, чтобы пациент и терапевт могли достичь понимания этого матер
иала. Процесс интерпретации понуждает невротика к внедрению оговорки "
как если бы..." в мыслительные продукты своего первичного процесса, т.
е. в те продукты, которые он ранее осуждал или подавлял. Он должен усв
оить, что фантазии содержат истину.
У шизофреника несколько иная проблема. Его ошибка состоит в использова
нии метафор первичного процесса с полной интенсивностью буквальных ист
ин. Через открытие того, что эти метафоры символизируют, он должен отк
рыть, что это - только метафоры.
(25) Однако с точки зрения нашего проекта, психотерапия - только одна
из многих областей, которые мы собираемся исследовать. Наш центральный
тезис может быть суммарно выражен как положение о необходимости парад
оксов абстрагирования. Предположение, что люди могли бы или должны под
чиняться Теории Логических Типов, не просто естественнонаучная ошибка;
люди не делают этого не просто от беззаботности или невежества. Дело
в том, что парадоксы абстрагирования должны возникать в любой коммуник
ации, более сложной, чем обмен сигналами состояний (mood-signals), и б
ез этих парадоксов эволюция коммуникации закончилась бы. Жизнь состоял
а бы в бесконечном обмене стилизованными сообщениями, была бы игрой по
жестким правилам, не оживляемой переменами или юмором.
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ШИЗОФРЕНИИ*
* Bateson G. Epidemiology of a Schizophrenia. Отредактированная версия
сообщения "Социальное окружение глазами девианта", сделанного на конф
еренции "Эпидемиология психического здоровья" (Брайтон, Юта, май 1955
г.).
Приступая к обсуждению эпидемиологии ментальных состояний, т.е. состоя
ний, частично вызванных (induced) опытом, мы в первую очередь должны д
остаточно четко определить дефект идеациоыной системы, чтобы затем пер
ейти к реконструкции того контекста обучения, который мог бы индуциров
ать этот формальный дефект.