СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Психотерапия и сама представляет собой контекст многоуровневой коммуни
кации с поиском зачастую неясных границ между буквальным и метафоричес
ким, реальностью и фантазией. Недаром различные формы игры, драмы и ги
пноза широко используются в психотерапии. В нашем исследовании мы удел
яли большое внимание психотерапии и в добавление к нашим собственным д
анным собирали и анализировали магнитофонные записи и стенограммы псих
отерапевтических сеансов других терапевтов, а также их личные отчеты.
Из всего этого материала мы отдаем предпочтение точным записям, поскол
ьку убеждены, что то, как разговаривает шизофреник, зависит в очень су
щественной степени от того, как другой человек разговаривает с ним, хо
тя эта зависимость далеко не всегда очевидна. Если имеется лишь описан
ие психотерапевтической беседы, к тому же уже переведенное на научный
язык, почти невозможно оценить, что же на самом деле происходило во вр
емя сеанса.
В настоящее время мы еще не готовы к тому, чтобы дать подробный анализ
"двойного послания" в психотерапии. Пока можно сделать лишь несколько
самых общих замечаний и вывести ряд умозрительных заключений.
(1) Сама больничная среда и та обстановка, в которой осуществляется пс
ихотерапия больных шизофренией, создают ДП-ситуации. Стоит посмотреть
на эту обстановку с точки зрения нашей гипотезы, и мы будем поражены т
ем эффектом, который оказывает на пациента-шизофреника медицинская "бл
агожелательность". Пока больницы будут существовать для блага персонал
а в той же и даже в большей степени, чем для блага пациента, до тех по
р неизбежно будут возникать противоречия в коммуникативных последовате
льностях, когда любые действия преподносятся пациенту как "забота" о н
ем, хотя на самом деле они направлены на поддержание комфортного сущес
твования больничного персонала. Можно полагать, что во всех случаях, к
огда больничная система функционирует ради самой себя, а пациента при
этом уверяют, что все действия совершаются для его блага, постоянно во
спроизводится шизофреногенная ситуация. Чувствуя эту фальшь, пациент п
омимо воли реагирует на нее как на ДП-ситуацию и его реакция, естестве
нно, оказывается "шизофренической", т.е. уклончивой, поскольку пациент
не способен комментировать свое ощущение обманутости. Вот забавный сл
учай, который буквально одним штрихом удачно иллюстрирует подобный тип
ответа. В некоем больничном отделении заведующий - человек, преданный
служебному долгу, и "заботливый" врач - повесил на дверях своего каби
нета табличку: "Кабинет заведующего отделением. Пожалуйста, стучите".
Вскоре он был доведен до отчаяния послушным пациентом, который проходя
мимо каждый раз старательно стучал в дверь. В конце концов табличку п
ришлось снять.
(2) Понимание сути "двойного послания" и его коммуникативных аспектов
может привести к инновациям в психотерапевтической технике. Сейчас пок
а трудно сказать, что это могут быть за инновации, но на основе наших
исследований можно допустить, что ДП-ситуации постоянно существуют в п
сихотерапии. Временами их случайно создает терапевт, невольно вовлекая
пациента в ситуацию, уже не раз повторявшуюся в его жизни. Случается
и так, что сам пациент навязывает терапевту ДП-ситуацию. Но бывает, чт
о терапевт намеренно, хотя, может быть, и достаточно интуитивно, созда
ет ДП-ситуацию, чтобы побудить пациента найти какой-то новый для него
выход из этой ситуации.
Пример интуитивного понимания и использования коммуникативной последов
ательности, создающей "двойное послание", мы находим в практике талант
ливого психотерапевта - доктора Фриды Фромм-Рейхман (Fromm-Reichmann,
1956 - личное сообщение). Она работала с девушкой, которая начиная с с
еми лет выстраивала чрезвычайно сложную собственную религию с целым па
нтеоном могущественных богов. Это была явная шизофрения, и пациентка д
овольно неохотно включалась в психотерапевтическую ситуацию. В начале
лечения она заявила: "Бог Эрр говорит, что я не должна разговаривать с
вами". Реакция Фромм-Рейхман на это заявление была следующей: "Послуш
айте, давайте сразу договоримся: для меня бог Эрр не существует, как н
е существует и весь ваш мир. Но для вас он реальность, и я далека от м
ысли, что могу отобрать у вас этот мир, я просто не имею о нем ни мале
йшего представления. Итак, я готова разговаривать с вами на вашем язык
е - языке этого мира, но при условии: между нами должно сохраняться по
лное понимание, что для меня этот мир не существует. Сейчас вы пойдете
к богу Эрру и скажете ему, что нам с вами надо поговорить и пусть он
даст на это разрешение. Еще непременно скажите ему, что вы живете в ег
о царстве с семилетнего возраста, а сейчас вам уже шестнадцать, т.е. ц
елых 9 лет, и за это время он ничем не помог вам. Скажите, что я врач
и что он должен разрешить мне попробовать вам помочь. Он должен дать м
не возможность убедиться, сможем ли мы с вами вместе справиться с этой
работой. Скажите ему, что я врач и я хочу попробовать это сделать".
Терапевт втягивает пациентку в "терапевтическое "двойное послание"". Е
сли пациентка проявляет сомнение относительно своей веры в божество, т
о тем самым она сходится во взглядах с Фромм-Рейхман и соглашается на
участие в психотерапии. Если же она настаивает на существовании бога Э
рра, то она должна сказать ему, что доктор Фромм-Рейхман "более могуще
ственна", чем он - опять-таки соглашаясь на сотрудничество с психотера
певтом.
Отличие терапевтического "двойного послания" от стихийно возникающих Д
П-ситуаций состоит, в частности, в том, что сам психотерапевт при этом
не вовлечен, как обычно участники подобных ситуаций, в борьбу не на ж
изнь, а на смерть. Он может поэтому создавать относительно щадящие "дв
ойные послания", нацеливая пациента на постепенное освобождение от эти
х пут. Часто единственные в своем роде, подходящие именно к данной уни
кальной ситуации терапевтические гамбиты оказываются результатом интуи
ции терапевта. Наша цель, как и большинства психотерапевтов, приблизит
ь тот день, когда эти гениальные находки будут достаточно хорошо изуче
ны, чтобы, став понятными, применяться систематично и повсеместно.