СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
«Оно» представляет собой резервуар бессознательных иррациональных псих
ических реакций и импульсов, физиологических по своей природе, служит
источником психической энергии, руководствуясь принципом удовольствия.
Однако без¬оглядная тяга к удовольствию, не учитывающая реальных усло
вий, привела бы человека к гибели, поэтому в про¬цессе онтогенеза у че
ловека сформировалось «я» как сознательное начало, действующее на осно
ве принципа реальности и выполняющее функцию посредника между иррацион
альными стремлениями «оно» и требованиями общества, воплощенными в «св
ерх-я» [279].
«Я» — это система, регулирующая процесс сознатель¬ного приспособления
к внешней и внутренней среде. Она управляется и подчиняется как физиол
огическим законам, так и социальным установлениям. Это та сила, котора
я уравновешивает глубинные неосознанные влечения и тре¬бования обществ
а, осуществляя функцию их синтеза. Фрейд сравнивал отношение «я» и «он
о» с отношением между всадником («я») и лошадью («оно»). Всад¬ник долж
ен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но движет
ся он только благодаря энер¬гии лошади. Находясь между властными побуж
дениями «оно» и ограничениями «сверх-я», «я» стремится выпол¬нить свою
охранительную задачу, восстановить гармонию между различными силами и
влияниями, действующими на человека извне и изнутри. Можно сказать, ч
то основная функция «я» — это установление отношения. Между «я» и «оно
» могут возникнуть отношения напряженности, по¬скольку «я» должно сдер
живать требования «оно» в соот¬ветствии с установлениями общества. Эта
напряженность субъективно переживается как состояние тревоги, беспо¬к
ойства, вины.
«Сверх-я» — это своеобразная моральная цензура. Со¬держанием этой сист
емы являются нормы и запреты, принятые личностью. «Сверх-я» — уровень,
представляю¬щий в психике социальные нормы и правила поведения, урове
нь должного. Он складывается из запретов, выра¬ботанных в совместной ж
изни людей, и ограничений, на¬лагаемых на способы удовлетворения биоло
гических по¬требностей. Обсуждая отдельные аспекты теоретических позиц
ий Фрейда, нельзя упускать из виду, что разработан¬ные им концепции пс
ихоанализа способствовали разви¬тию идеалистических тенденций в психол
огии.
270
Способы психологической защиты
В ситуациях, когда интенсивность потребности на¬растает, а условия ее
удовлетворения отсутствуют, пове¬дение регулируется с помощью механизм
ов психологи¬ческой защиты. Ф. В. Бассин [29] определяет психологи¬чес
кую защиту как нормальный механизм, направленный на предупреждение рас
стройств поведения не только в рамках конфликтов между сознанием и бес
сознатель¬ным, но и между разными эмоционально окрашенными установками
. Эта особая психическая активность реали¬зуется в форме специфических
приемов переработки ин¬формации, которые могут предохранять личность
от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационного кон¬фликта. П
сихологическая защита проявляется в тенденции человека сохранять привы
чное мнение о себе, уменьшать диссонанс, отторгая или искажая информац
ию, расцени¬ваемую как неблагоприятную и разрушающую первона¬чальные п
редставления о себе и других.
Механизм психологической защиты связан с реорга¬низацией осознаваемых
и неосознаваемых компонентов системы ценностей и изменением всей иерар
хии ценностей личности, направленной на то, чтобы лишить значимости и
тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Функции пси
хологической защиты противоречи¬вы в том плане, что, способствуя адапт
ации человека к своему внутреннему миру и психическому состоянию (обер
егая приемлемый уровень собственного достоинст¬ва), они могут ухудшить
приспособленность к внешней социальной среде. Например, падение уровн
я притязаний после неудачи можно рассматривать как механизм за¬щиты, п
редупреждающий огорчения от последующих не¬удач, но в то же время сниж
ающий вероятность победы. Э.А. Костандов [139, 140] предложил логическ
и строй¬ное и убедительное представление глубинного физиологи-ческого
компонента психологической защиты. Отрица¬тельные эмоциональные пережи
вания формируют устой¬чивую рефлекторную связь в коре мозга. Она, в св
ою очередь, повышает пороги чувствительности и тем самым тормозит сигн
алы, связанные с событиями, вызывающими такие переживания, препятствуя
их осознаванию. Вре¬менные связи между неосознаваемыми стимулами могу
т
271
запечатлеваться в долговременной памяти, быть чрезвы¬чайно стойкими. Э
то позволяет понять способ возникно¬вения стойких эмоциональных пережи
ваний в случаях, когда их повод остается для переживающего их человека
неосознанным. Костандов признает существование в мозгу чувствительног
о механизма, реагирующего на физически очень слабые, но весьма значимы
е для данного человека раздражители. Несмотря на то, что эти раздражит
ели не осознаются человеком, они могут вызвать у него ряд веге¬тативны
х реакций, приводящих к изменениям физиологи¬ческого и психологическог
о состояний
Как объяснить стойкость очагов отрицательного эмо¬ционального возбужде
ния, возникающих при пережива¬ниях конфликтов? Интересную мысль по это
му поводу высказывает Е. Т. Соколова. [250]. Она обращает внима¬ние на
тот известный факт, что всякое препятствие ведет к прерыванию действи
я до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не отка
жется от его преодо¬ления. При этом действие оказывается незавершенным
либо в своем внешнем, материальном плане, либо во внут¬реннем, коль с
коро решение преодолевать препятствие или отказаться от действия еще н
е принято. В том случае, когда человек не осознает конкретного смысла
тех или иных обстоятельств, незавершенным оказывается прежде всего сам
акт осознания. Как показано экспериментами Зейгарник [402], именно не
завершенные действия (и со¬путствующие им обстоятельства) запоминаются
лучше завершенных и, что особенно важно, запоминаются не¬произвольно.
В работах Левина также показано, что не¬законченные действия формирую
т тенденцию к их завер¬шению, при этом, если прямое завершение невозмо
жно, человек начинает совершать замещающие действия. Мож¬но допустить,
что механизмы психологической защиты — это и есть некоторые специализ
ированные формы заме¬щающих действий.
В экспериментальных условиях была воспроизведена ситуация, отчетливо в
ыявившая эффект психологической защиты. Студентам предлагалось опознат
ь и как можно быстрее отреагировать на ряд слов, предъявлявшихся на эк
ране в дефиците времени. Среди слов были слова-табу (бранные, неприлич
ные) и нейтральные. Оказалось, что порог опознания слов-табу был сущес
твенно выше, чем нейтральных [375П
272
Защитные механизмы начинают свое действие, когда достижение цели норма
льным способом невозможно или когда человек полагает, что оно невозмож
но. Важно под¬черкнуть, что эта не способы достижения желаемой цели, а
способы организации частичного и временного душев¬ного равновесия с т
ем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникших трудностей;
т. е. разрешения кон¬фликта соответствующими поступками. Люди по-разн
ому реагируют на свои внутренние трудности. Одни, отрицая их существов
ание, подавляют склонности, которые до¬ставляют им неудобства, и отвер
гают некоторые свои же¬лания как нереальные и невозможные. Приспособле
ние в этом случае достигается за счет изменения восприятия. Сначала че
ловек отрицает то, что нежелательно, но по¬степенно может привыкнуть к
такой ориентации, дейст¬вительно забыть болезненные сигналы и действо
вать так, как если бы их не существовало. Другие люди преодоле¬вают ко
нфликты, пытаясь манипулировать беспокоящими их объектами, стремясь ов
ладеть событиями и изменить их в нужном направлении. Третьи находят вы
ход в само¬оправдании и снисхождении к своим побуждениям, а чет¬вертые
прибегают к различным формам самообмана. Лич¬ностям с особенно жестко
й и косной системой принципов поведения было бы особенно трудно и подч
ас невозможно действовать в разнообразной и изменчивой среде, если бы
защитные механизмы не оберегали их психику.
Опыт, не совместимый с представлением человека о себе, имеет тенденцию
не допускаться к осознанию. Вос¬приятие угрозы сопровождается мобилиз
ацией защиты с целью поддержать структуру «я». Это достигается либо ис
кажением восприятия, либо отрицанием воспринятого, либо его забыванием
.
Может ли человек забыть то, что ему неудобно? Да, может. Забывание по
этой причине называется подавле¬нием. Оно играет защитную роль, не поз
воляя травми¬рующим мыслям проникать в сознание. Здесь либо рабо¬тает
«цензор», который, действуя на подсознательном уровне, вмешивается и п
рекращает вывод информации из памяти, либо неприятная информация снабж
ается при запоминании особыми знаками, так что в дальнейшем ее особенн
о трудно вспомнить. Однако в особых ситуациях подавляемая мысль может
пробиться в сознание. Вот характерный пример из романа Л. И. Толстого
«Анна Каренина».
273
«Сам того не сознавая, Каренин ждал смерти Анны, так как «смерть ее р
азвяжет сразу всю труд¬ность его положения». Войдя в дом, он спросил ш
вей-цара:
— Что барыня?
— Вчера разрешилась благополучно. Алексей Александрович остановился и
побледнел. Он ясно понял теперь, с какой силой он ждал ее смерти.
— А здоровье?