СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
182
ного процесса в нужное русло, они не дают мысли «рас¬текаться по древу
». Например, на развитие способности ставить нужные вопросы направлен
метод проблемного обучения. Он ставит участника в положение первооткры
¬вателя. Описывается несколько разных точек зрения на рассматриваемую
проблему и затем предлагается каждо¬му самостоятельно определить прави
льную, т. е. участники подводятся к противоречию в рассуждениях и долж
ны, проанализировав обсуждаемые факты, разрешить это про¬тиворечие пут
ем последовательного формулирования воп¬росов и ответов на них. Изложи
в знания о системе фактов (например, планетарную модель атома, периоди
ческую систему элементов Д. И. Менделеева), можно постановкой вопросов
побудить изучающих эти системы самостоятель¬но заполнить недостающие
элементы в них.
Если человек получает ответ на вопрос, который еще у него не созрел, т
о заключенные в ответе знания усваива¬ются плохо. В этом смысле предва
рять интерес готовыми ответами нецелесообразно. В проблемном обучении
инте¬рес не предваряется, участникам предоставляется воз¬можность как
бы самостоятельно пройти мысленный путь, которым шел исследователь к с
воему открытию. Каждый этап обучения содержит незначительное количеств
о новой информации с акцентом на самостоятельные поиски путей выхода з
а ее пределы. Важно подчеркнуть, что в рамках метода проблемного обуче
ния постижение нового материа¬ла начинается не со знакомства с известн
ым способом ре¬шения некоторой задачи, а с создания условий, форми¬рую
щих потребность получить решение именно этой зада¬чи. Тогда человек ус
ваивает знания не потому, что ему их сообщили, а потому, что у него во
зникла потребность в этих конкретных знаниях. Отвечая на возникающие,
те¬перь уже личностно значимые вопросы, человек быстрее и глубже пости
гает новый материал. Можно отметить, что при решении нестандартных зад
ач и в процессе практи¬ческого применения полученных знаний преимущест
во неизменно оказывается за проблемным методом.
Как уже было показано, вопросы дают толчок мыш¬лению, ограничивая и ра
знообразие непроизвольных ассо¬циаций, и поле осознанного перебора гип
отез. Поскольку ассоциации очень подвержены индивидуальным и социаль-н
ым штампам и стереотипам, необходимо осознанно выс¬вобождать их из-под
жесткого контроля шаблонного
183
мышления, добиваясь снятия так называемых психологи¬ческих барьеров.
(Трудность этой задачи усугубляется тем, что любое преодоление, ломка
мыслительных стерео¬типов связаны для человека с отрицательными эмоция
ми.) Сущность психологического барьера заключается в тен¬денции исполь
зовать штампы. Незаметно для себя человек попадает на «традиционный» п
уть мышления, начинает думать в общепринятом, обычном направлении и, е
сте-ственно, ничего нового, оригинального придумать не мо¬жет. Влияние
барьера выражается в том, что решающий ту или иную задачу не только ч
резмерно сужает зону поиска гипотез, но и направление этого сужения уж
е предопределено штампом. Естественно, что тогда ориги¬нальное решение
становится недоступным.
Обнаружено несколько видов барьеров — специфи¬ческих препятствий в мыш
лении, своеобразных табу. Это и самоограничения, связанные с инертност
ью и трафарет¬ностью нашего мышления, и преклонение перед живыми автор
итетами («сам Н. Н. скептически отозвался о пер¬спективности работ в э
том направлении») и мертвыми («еще Пуанкаре указывал на неразрешимость
аналогич¬ной проблемы»), и запреты, основанные на ложной ана¬логии («
это похоже на создание вечного двигателя»). Один из наиболее действенн
ых способов подавления но¬вых идей — это представление, согласно котор
ому никто не имеет права сомневаться в каком-либо решении, если сам не
предлагает лучшего или более доказательного.
Для преодоления перечисленных барьеров полезно в начале решения задачи
подвергнуть анализу все поле гипотез независимо от их ожидаемой проду
ктивности. И только по мере того как анализ продвигается, он должен со
средоточиваться на все более узкой сфере, имеющей более близкое отноше
ние к решаемой задаче.
Для облегчения преодоления указанных трудностей и чтобы не упустить ва
жных гипотез при случайном пере¬боре, разработан специальный метод — «
Морфологичес¬кий анализ» [12]. Он состоит в расчленении задачи на функ
циональные элементы и последовательном исследо¬вании всех возможных ко
мпозиций этих элементов во всем разнообразии их параметров. Другим спо
собом на¬править ассоциации в нужную сторону является метод «фокальных
объектов» [12]. В рамках этого подхода про¬изводится анализ сочетания
свойств изучаемого объекта
184
и нескольких случайных, но принудительным образом вы¬бранных.
Еще одним способом ухода от стереотипов в решении является умение целе
направленно видоизменять, «пока¬чать» условия задачи. С этой целью мож
но изменять размеры объекта как в сторону уменьшения — до нуля, так и
в сторону увеличения — до бесконечности, можно варьировать и время сущ
ествования объекта от микроин¬тервалов до бесконечности. Тот же эффект
достигается и при дроблении объекта на части и при поиске решения для
отдельных частей раздробленного объекта. Целесоо¬бразно использовать
и перенос решения в другое простран¬ство или введение неравномерности
в пространственные особенности среды или объекта [12].
В мышлении понятиями заложена еще одна возмож¬ность оптимизации решени
я задачи. Использование поня¬тий разного уровня позволяет, переходя от
менее обобщен¬ных понятий к более обобщенным и обратно, уйти от про¬т
оренных путей решения.
Одним из действенных способов активизации мышле¬ния считают подсказку.
Ее можно предлагать или на разных (раннем и позднем) этапах решения з
адачи, или на одном и том же этапе применять подсказки различного уров
ня — более или менее конкретные. В качестве под¬сказки для решения осн
овной задачи можно использовать вспомогательную задачу, менее трудную,
но содержащую принцип решения основной, который может быть перене¬сен
. Рассмотрим пример из книги А. В. Брушлинского [47]. Задача: будет ли
гореть свеча в космическом корабле в условиях невесомости? Решение: н
евесомость исключает конвекцию, и горение невозможно, так как продукты
го¬рения не удаляются из пламени и оно гаснет из-за отсут¬ствия кисло
рода. На первых стадиях решения этой задачи могут быть предложены две
более легкие вспомогательные задачи-подсказки, решение которых тоже ос
новано на принципах конвекции и диффузии. Почему батареи водя¬ного ото
пления располагаются в комнате внизу, а не на¬верху? (Конвекция.) Поче
му сливки на молоке быстрее отстаиваются в холодном помещении? (Диффуз
ия.)
Используют разнообразные подсказки: сообщение оче¬редного хода решения
, дополнительных данных, приведе¬ние аналогии. Однако надо иметь в вид
у, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного
185
решения, может резко затормозить его или вовсе со¬рвать — так называе
мый эффект запирания [83]. Эффект запирания нередко проявляется на экз
амене, если под¬сказка экзаменатора, предложенная в момент, когда экза
¬менующийся почти достиг результата, разрушает мысли¬тельную схему соб
ственного решения и он даже не может понять, что ему подсказывают, нас
только он поглощен реализацией своего решения.
В последнее время быстрыми темпами стали разви¬ваться разнообразные ба
тареи аналитических методик измерения интеллекта. Они включают много х
орошо по¬добранных и детально описанных задач. Давайте посмот¬рим на с
овокупность тестов с другой позиции: все это богатство может быть испо
льзовано для иной цели — не для измерения, а для развития мышления. Об
ратимся к некоторым из широко известных тестов [181 и будем их рассмат
ривать в качестве пособий для гармонического развития всех сторон мысл
ительного процесса.
В тесте Векслера шесть субтестов оценивают словесно-логический и пять
— практический интеллект, каждый из них соотнесен с определенной грань
ю мысли¬тельного процесса. Общий объем знаний может быть расширен и ур
овень развития памяти и мышления поднят при тренировке на задачах субт
еста «Общая осведом¬ленность». Умение строить умозаключения и понимать
переносный смысл пословиц можно тренировать с по¬мощью заданий субтес
та «Общая понятливость». Скорость мыслительных операций повышается при
тренировке на задачах субтеста «Арифметический». Развить способность
к логическим обобщениям и поднять уровень абстракт¬ности мыслительных
процессов помогут задачи на отыс¬кание общих и существенных признаков
из субтеста «Сходство».
Конструктивное мышление хорошо отрабатывать на задачах субтеста «Кубик
и Косса», так как для их решения необходимо свободно владеть навыками
переноса зри¬тельного образа с карточки-образца на определенную констр
укцию, которая строится при этом из цветных куби¬ков. Освоение материа
лов субтеста «Недостающие детали» способствует установлению тесных свя
зей логического мышления с вниманием. Умение уловить суть истории, изо
браженной на картинках, и упорядочить ее фрагменты в логической послед
овательности в единое смысловое