СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
Когда алкоголик становится зависимым и пытается сопротивляться искушен
ию, он обнаруживает, что ему трудно бороться с социальным контекстом,
в котором он должен равняться на своих пьющих друзей. АА говорят: "...
Бог свидетель, как долго и упорно мы старались пить так, как это дела
ют другие люди!"
По мере усугубления ситуации алкоголик обычно начинает пить в одиночку
и проявлять целый спектр реакций на вызов. Его жена и друзья начинают
убеждать его, что он пьет из слабости, и он может симметрично отвечат
ь либо негодованием, либо утверждать свою силу попытками сопротивлятьс
я искушению. Однако, как это характерно для симметричных реакций, коро
ткий период успешной борьбы ослабляет его мотивацию и он срывается. Си
мметричное усилие требует непрерывного присутствия оппонента.
Постепенно фокус борьбы смещается, и алкоголик вовлекается в новый и е
ще более смертоносный тип симметричного конфликта. Теперь он должен до
казать, что бутылка не сможет его убить. "Его голова в крови, но не ск
лонилась...", он по-прежнему "капитан своей души" - чего бы это ни сто
ило.
Тем временем его отношения с женой, начальством и друзьями все ухудшаю
тся. Ему никогда не нравились комплементарные отношения с его властным
боссом. К тому же, по мере его деградации его жена все более и более
вынуждается к принятию комплементарной роли. Она может пытаться быть в
ластной, опекать, либо выказывать терпение, но все это провоцирует яро
сть или стыд. Его симметричная "гордость" не может выносить комплемент
арной роли.
Итак, можно сказать, что отношения между алкоголиком и его реальным ил
и фиктивным "другим" явно симметричны и явно схизмогенны. Они подверже
ны эскалации. Мы увидим, что религиозное обращение спасаемого АА алког
олика может быть описано как драматический сдвиг от этой симметричной
привычки (или эпистемологии) к почти чисто комплементарному видению св
оих отношений с другими, вселенной и Богом.
Гордость или доказательство от противного?
Алкоголики могут казаться упрямыми, но они не тупы. Часть сознания, уп
равляющая их маневрами, лежит слишком глубоко, чтобы к ней можно было
применять слово "тупость". Это довербальные уровни сознания, и вычисле
ния, происходящие в них, обозначаются как первичные процессы.
Как во снах, так и во взаимоотношениях млекопитающих, единственный спо
соб достижения утверждения, содержащего собственное отрицание ("Я не у
кушу тебя" или "Я не боюсь его"), состоит в форсированном имажинирован
ии (изображении) отрицаемого утверждения, что ведет к доведению до абс
урда. Двое млекопитающих выражают утверждение "Я тебя не укушу" посред
ством экспериментальной схватки, которая есть "не-схватка", иногда наз
ываемая "игрой". Именно по этой причине "антагонистическое" поведение
обычно развивается в дружеское приветствие (Bateson, 1969).
В этом смысле так называемая гордость алкоголика - это в известной сте
пени ирония - целенаправленное усилие к испытанию "самоконтроля" со ск
рытой, но недвусмысленной целью доказать, что "самоконтроль" неэффекти
вен и абсурден: "Это не работает". Это ультимативное утверждение содер
жит простое отрицание и поэтому не может быть выражено первичным проце
ссом. Поэтому его финальным выражением служит действие - выпивка. Геро
ическая борьба с бутылкой, этим фиктивным "другим", заканчивается "поц
елуем примирения".
В пользу этой гипотезы говорит тот несомненный факт, что испытание сам
оконтроля на прочность ведет обратно к выпивке. Как я утверждал выше,
вся эпистемология самоконтроля, которую друзья пытаются внушить алкого
лику, чудовищна. Если это так, то алкоголик прав, отвергая ее. Он дове
л конвенциональную эпистемологию до абсурда.