СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
536
Итак рассмотренные высшие психические процессы – восприятие, память, в
нимание, речь, мышление и эмо¬ции являются различными гранями сознания
. Сознание - их единство, оно не могло бы существовать без любого из н
их. Это единство, синтез определяет возможность построения внутреннего
плана, внутренней модели внешней среды. Иерархия установок как по отн
ошению к себе, так и по отношению к внешней среде, и механизмы, обеспе
чивающие динамику мысленного манипулирования с образами, представления
ми и понятиями, могут быть сопоставлены с действующей моделью внешней
среды.
Рис. 24, е
537
Постановка мысленного экспери¬мента в рамках такой модели создает возм
ожность целесообразно строить поведение, определять свое отно¬шение к
прошлому, будущему и к своей личности. Уже перечисление таких основных
свойств сознания, как пере¬живание, познание и отношение, показывает,
что созна¬ние — это продукт взаимодействия эмоций, мышления, памяти и
речи.
Практически все психические процессы вносят свой вклад в специфику орг
анизации сознания, но наиболее очевиден вклад речи, поскольку она выст
упает как орудие внутренней деятельности. Все исследователи согласны с
тем, что осознание теснейшим образом связано с оречевлением. Так же о
рганично включается в структуры созна¬ния и память. Без участия памяти
не могут ни формиро¬ваться, ни сохраняться представления и понятия, к
оторые служат объектами манипулирования в процессах пред¬восхищения ре
зультата будущего поведения. Кроме того, преемственность сознания, про
являющаяся в феномене «я», тоже определяется долговременной памятью. О
на обеспечивает ощущения непрерывности и преемственнос¬ти, именно ее у
частие в процессах сознания и самосозна¬ния создает условия для ощущен
ия самоотождествленности личности, несмотря на изменения внешних услов
ий и самой личности.
Сознательная регуляция поведения, целесообразное и произвольное поведе
ние человека организуются благода¬ря тому, что у него сформирована вну
тренняя модель внешней среды. Эта модель, в рамках которой осуществи¬м
о мысленное манипулирование образами, позволяет со¬поставлять наличное
состояние с прошлым и не только наметить цели будущего поведения, но
и отчетливо их себе представить. В этом случае и реализуется предусмо¬
трительность как представление последствий поступков до их совершения
и становится возможным поэтапный контроль за приближением к цели путем
минимизации отличий реального положения вещей от желаемого.
Использование модели допускает положительный пе¬ренос обучения — прави
льное решение новой задачи в сфере, где у человека нет личного опыта,
в том случае когда новая задача по некоторым критериям сходна со старо
й.
538
Положительный перенос навыков и принципов реше¬ния исключает необходим
ость накопления опыта в каждой конкретной области и тем улучшает присп
особление человека к меняющейся среде. Однако предсказание на основе м
ысленного эксперимента может давать хорошие результаты только в том сл
учае, когда внешняя среда меняется не слишком быстро. Любая модель нес
колько инерционна, и если среда слишком изменчива, прогноз с помощью м
одели может приводить к закономерным ошибкам.
Построение и функционирование системы отношений — одна из основных фун
кций сознания, это отношение к себе, к другим, системы установок и цен
ностей. Мышление и эмоции включены в процесс осознания, поскольку осно
в¬ной результат мышления состоит в выявлении отношений между предметам
и и явлениями в чистом виде, а функции эмоций связаны с формированием
субъективного отноше¬ния человека к предметам, явлениям и людям. В стр
ук¬турах сознания эти формы и виды отношений синтезируют¬ся в иерархич
еские системы, которые определяют как организацию поведения, так и глу
бинные процессы само¬оценки и самосознания.
Венцом развития высших психических функций являет¬ся формирование само
сознания, которое позволяет челове¬ку не только осознать внешний мир,
но, выделив себя в этом мире, познавать, переживать свой внутренний ми
р и определенным образом относиться к себе. Мерой и исходным пунктом в
отношении человека к себе вы¬ступают прежде всего другие люди, и само
сознание по сво¬ему существу носит глубоко общественный характер. Кажд
ый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, и у
него постоянно формируется целая система таких представлений. Система
взглядов становит¬ся все более содержательной по мере того, как челове
к взаимодействует со все большим числом групп. Оценки самого себя с то
чки зрения тех, с кем встречается че¬ловек дома, в школе, на работе, п
остепенно делают его все более многогранным. Сознательное поведение яв
ляется не столько проявлением того, каков человек на самом деле, сколь
ко результатом представлений человека о себе, сложившихся на основе об
щения с ним окружающих.
Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает
внутреннюю целостность, постоянство личности,
539
которая способна оставаться сама собой, независимо от меняющихся ситу
аций. Узнавание себя при непрерывном изменении внешних условий существ
о¬вания является вершиной в борьбе за независимость человека от среды.
Мы уже говорили об отдельных этапах этого пути, когда обсуждали грани
цы константнос¬ти образа, свойства памяти, которые придают устойчи¬вос
ть нашим реакциям во времени, особенности внима¬ния, которые определяю
т избирательность, направляемую внутренними потребностями человека при
переменных воз¬действиях извне. Именно эти качества психических про¬ц
ессов и делают возможным самосознание. Ощущение человеком своей опреде
ленности поддерживается непре¬рывностью его переживаний во времени. Он
обладает как воспоминаниями о прошлом, от которых нельзя изба¬виться,
так и надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает че
ловеку возможность интегри¬ровать себя в единое целое.
В течение жизни человека отдельные высшие психи¬ческие процессы достиг
ают своего расцвета неодновре¬менно, каждый из них, вступая в общий ор
кестр, изме¬няет весь рисунок поведения человека данного возраста. Кро
ме того, каждый возраст связан с включением личнос¬ти в новые типы соц
иальных контактов, которые и опре¬деляют ее воспитание, обучение и сам
оопределение.
В связи с развитием децентрации у младших школь¬ников может возникнуть
негативное отношение к автори¬тарности родителей, навязывающих свою п
озицию и по¬давляющих их самостоятельность. Сопротивление под¬ростков
нередко проявляется в таких формах, как агрес¬сивность и замкнутость.
Если же подросток не сопротив¬ляется и в своих поступках подчиняется ж
естким тре-бованиям родителей, то он отвыкает принимать решения и нест
и за них ответственность, поэтому именно он может оказаться самым безз
ащитным, когда очутится вне жесткого регламентирования. Проявление вни
мания и уважения к личности подростка и его делам формирует у него чув
ство собственного достоинства, самостоятель¬ность и приучает его довод
ить до конца начатые дела.
У подростка 12—13 лет в связи со становлением самосознания повышается
интерес к себе как к личности. Повышение самоценности по контрасту мож
ет приводить к понижению значимости родителей и других близких