СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Эмоциями можно управлять и путем регуляции внеш¬него их проявления. Во
т характерный пример. 45 студенток подвергались в эксперименте несильн
ому электрошоку. Половину девушек просили при этом изображать спокойс¬
твие, а другую половину — страх. Болевая чувствитель¬ность у всех изме
рялась объективными методами и по самоотчетам. Выяснилось, что девушки
, изображавшие спокойствие, объективно значительно легче перенесли эле
ктрошок, чем те, кто изображал страх, и чем кон¬трольная группа — те,
которые ничего не изобража¬ли [367]. Если хотите легче переносить боль
, старайтесь ее не демонстрировать.
Призыв «беречь здоровье», избегая отрицательных эмоций, не только непр
иемлем этически, как призыв к равнодушию и социальной пассивности, но
не имеет оснований и с чисто медицинской точки зрения. Важно иметь в в
иду, что особо вредоносными оказываются не активные реакции, направлен
ные на удаление или ослаб¬ление воздействия, с характерными для них си
мптомати-ческими сдвигами, а пассивно-оборонительные, направ¬ленные на
пережидание трудностей и порождающие напряженность, чувство тревоги.
Они усиливают патоло¬гические проявления, такие, как инфаркт, повышени
е дав¬ления, язву желудка, злокачественную опухоль. Пассив¬ность прояв
ляется в чувстве безнадежности, беспер¬спективности. Активные реакции,
напротив, замещают развитие патологических состояний и уменьшают их в
ы¬раженность. Активность может проявиться и в виде реаль¬ных поступков
, и в форме построения планов, и даже в фантазиях.
Снятие ощущения безысходности путем прояснения травмирующей ситуации,
появление сведений о способах преодоления трудностей облегчают переход
человека к ак¬тивному реагированию. Кроме того, полезно иметь в виду,
что воздействия малой интенсивности, не способные вы¬звать стрессовог
о состояния, повышают устойчивость ор¬ганизма к действию аналогичных,
но более мощных воз¬действий. Когда человек в прошлом благополучно спр
ав¬лялся с напряженными ситуациями, то у него вырабаты¬ваются оптимист
ические оценки возможности преодоления и вновь возникшей трудности. Бе
сстрашие и эффективное поведение даже в ситуации тяжелого стресса може
т быть обусловлено прецедентами успешного овладения своими эмоциональн
ыми реакциями в подобных обстоятельствах. Когда исходы предыдущих стре
ссов имели неблагоприят¬ный характер, накапливается негативный опыт, ч
то приво-дит к повышенной тревожности в новой ситуации напря¬женности.
В таком случае имеет место широкая генерали¬зация, не связанное с реа
льной ситуацией включение нейтральных факторов в множество тех, которы
е человек рассматривает как стрессовые. Вследствие этого количест¬во т
равмирующих обстоятельств неоправданно рас¬ширяется.
Как усилить эмоции? (Это необходимо в тех случаях, когда теряется рабо
тоспособность и ослабляются творчес¬кие возможности.) Усилить эмоции м
ожно либо путем уяс¬нения дефицита информации, необходимой для достиже
-ния поставленной цели при фиксированном уровне потреб¬ности, либо пут
ем усиления потребности. Слишком близкая и доступная цель по достижени
и ее делает даль¬нейшие усилия ненужными и может привести к разоча¬ров
анию и пассивности. Ничто так не способствует воз¬буждению эмоции, как
значительная цель, достижение ко¬торой стало органической потребность
ю человека. Именно значительная, а не любая цель делает устойчивым и п
си¬хическое и физическое здоровье человека. Еще Н. А. Ре¬рих писал: «Н
е стройте маленьких планов, они не обладают волшебным свойством волнов
ать кровь». Важно, поставив манящую цель и преодолев трудности, не тол
ько достичь ее, но и отметить этот успех яркими положительными эмоциям
и. Переживания успешности и полезности своих усилий делают человека ус
тойчивее по отношению к по-следующим нагрузкам. Цель организует деятел
ьность, а цель значительная создает повышенный эмоциональный фон и спо
собствует высокой работоспособности и сопро¬тивляемости организма до м
омента ее достижения. Но снятие защитного поля цели может привести к п
адению сопротивляемости и к заболеванию при любых, даже ма¬лых нагрузк
ах и огорчениях. Поэтому, если после дости¬жения очередной цели челове
к своевременно переключает¬ся на другую, вероятность спада работоспосо
бности снижается.
Коллективное сопереживание также усиливает эмоции. Эмоции заразительны
. Улыбка одного человека всегда
224
служит сильным психическим стимулом для того, кому она адресована.
Необходимо остановиться на таком важном способе снятия психического на
пряжения и эмоциональной разряд¬ки, как активизация чувства юмора. Как
считал С. Л. Ру¬бинштейн [231], суть чувства юмора не в том, чтобы ви
деть и чувствовать комическое там, где оно есть, а в том, чтобы воспри
нимать как комическое то, что претендует быть серьезным. При этом подр
азумевается способность отнестись к чему-то волнующему как к малознача
щему и недостойному серьезного внимания. В этом контексте полезно подч
еркнуть, что юмор отражает переоценку собы¬тий. Почему возможность улы
бнуться или даже рассмеять¬ся в трудной ситуации разряжает напряженнос
ть? Дело в том, что смех несовместим с повышенной чувстви¬тельностью и
тревожностью и обычно сопровождается быстрым их падением; именно поэт
ому смех — хорошее лекарство прежде всего для уменьшения действия стре
сса. Смех способствует налаживанию контактов. По своей функциональной
значимости он так могуществен, что Фрай называет его даже «стационарны
м бегом трусцой». Смех имеет не только сиюминутное, но и отдаленное вл
ияние. Когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены (релаксац
ия) и сердцебиение нормализовано. Таким образом, благодаря своевременн
ой переоценке значимости события ирония, юмор и даже смех могут брать
на себя работу, способствующую благоприятно¬му переживанию неприятност
ей. Однако всякая пере¬оценка — это соотнесение, взвешивание некоторых
цен¬ностей.
Необходимую переоценку можно реализовать, если пе¬ренести акценты с ра
ссмотрения ситуации как очень значи¬мой на восприятие ее как менее сущ
ественной и травми¬рующей, что достигается при соотнесении ее с главны
ми жизненными ценностями. Коль скоро человек уже опреде¬лил для себя к
огда-то, что для него самое главное, т. е. уже выбрал свой путь, то те
м самым он определил, что другие события и ценности для него менее зна
чимы и поэтому не стоит относиться к ним как к катастрофе. Осознание с
воих главных ценностей в напряженной обстановке облегчает переоценку с
итуативно-травмирую¬щих обстоятельств, тогда и возникает возможность о
тнес¬тись к ним с юмором.
225
Работа, выполняемая вопреки желанию, с чувством ее бессмысленности, в
сегда скучна и тяжела, ощущение усталости наступает очень быстро, поск
ольку наряду с физическим усилием возникает излишняя эмоциональная моб
илизация организма, связанная с понижением настро¬ения. В такой ситуац
ии даже отдых малоэффективен, так как мобилизация продолжается, поддер
живая негативные чувства. У людей, которым работа не нравится, произ¬в
одительность труда низка, даже если они стараются. Безразличие и тем б
олее активное нерасположение к своей работе вызывает у человека отрица
тельные эмоции, напряжение и даже вспышки агрессивности. После нее чел
овек не может расслабиться, позабыть пережитые неп¬риятности, усталост
ь сохраняется до утра, и усталый он снова идет на работу.
Совсем иная ситуация для того, кто любит свою работу. Он меньше устает
, чаще находится в хорошем настроении, легче преодолевает трудности. Е
го положи¬тельные эмоции заражают окружающих, распространяя жизнеутвер
ждающую атмосферу. Любовь к своему делу у преподавателя определяется в
значительной мере рас¬положением к ученикам, к аудитории. Особенно ва
жна доброжелательность к учащимся и любовь к ним для молодого, малоопы
тного преподавателя, который к тому же еще подсознательно побаивается
аудитории. Он излиш¬не напрягается, суетится, боится сделать ошибку, а
чем сильнее он старается избежать ошибки, тем чаще их допускает: бояз
нь порождает напряженность, сковывает мышцы, что неизбежно выливается
в целую гамму отри¬цательных эмоций. В итоге преждевременная усталость
, раздражение, которые, в свою очередь, ухудшают отно¬шение к делу. В
этом случае страх перед аудито¬рией может сопровождаться ступором, оце
пенением, кото¬рое не только сковывает мышцы, но и парализует мыш¬лени
е, волю. Нередко такое состояние сменяется излишне активным движением,
лихорадочными попытками выхода из затруднительной ситуации. Экстремал
ьное состояние проявляется в застывшей мимике, нервной дрожи, стес¬нен
ном дыхании.
Как бы ни были тяжелы и неприятны внешние прояв¬ления и субъективные о
щущения, их можно преодолеть, только кардинально изменив отношение к с
воим ученикам на доброжелательное и уважительное. Если преподаватель
226
любит свою аудиторию, то еще готовясь к встрече с ней, он радуется ей,
раскрепощается физически и духовно, его творческий потенциал повышает
ся, и тем самым об¬легчается контакт с аудиторией, которой передается
его положительный настрой. При этом даже в случае нелов¬кости и ошибок
вместо усталости и агрессии у него появляется чувство юмора, что, в с
вою очередь, облег¬чает переживание неудач.
Не вызывает сомнения важность поддержания здоро¬вого, делового, доброж
елательного климата в трудовых коллективах, так как это имеет существе
нное значение для эмоционального комфорта. Когда такой благоприят¬ный
климат изменяется при возникновении новых обстоя¬тельств, могут ухудша
ться взаимоотношения и возник¬нуть напряженность. При этом повышается
вероятность резких, нетактичных высказываний, эмоциональных взры¬вов и
скандалов, а это, в свою очередь, провоцирует возникновение затяжных
конфликтных ситуаций. И поскольку эмоции заразительны, дурные отношени
я рас¬пространяются как лавина. В обстановке ухудшения отношений одним
из наиболее травмирующих моментов являются несправедливые оценки со с
тороны окружаю¬щих. Здесь важно вспомнить, что растущее эмоциональ¬ное
напряжение сопровождается переходом к другим, чем в спокойном состоян
ии, способам поведения и иным принципам оценки внешних событий. Преодо
левать огор¬чения по поводу неблагоприятных оценок можно активно и пас
сивно. Если человек перестает отождествлять себя с группой, сформирова
вшей оценку,— это пассивный способ. Когда он ставит под сомнение и те
ценности, которыми руководствовались люди, высказавшие в его адрес неб
лагоприятное суждение, например путем иро¬нического отношения к обидчи
кам,— это активный способ.
Заканчивая этот раздел, еще раз обратимся к днев¬никам Н. А. Рериха, к
оторый писал: «Каждая радость уже есть новый путь, новая возможность.
А каждое уны¬ние уже будет потерею даже того малого, чем в данный час
мы располагаем. Каждое взаимное ожесточение, каж¬дое прощение обиды уж
е будет прямым самоубийством или явною попыткою к нему. Окриком не спа
сешь, прика¬зом не убедишь, но светлое „радуйся", истинное, как светил
ьник во тьме, рассеет все сердечные стеснения и затмения».
227
РЕЧЬ И ЯЗЫК
Мы рассмотрели эмоции как высший психический процесс, который, как и м
ышление, отражает отношение человека к внешней и внутренней среде, но,
в отличие от мышления, это отношение — субъективное. Эмоции уси¬ливаю
тся при информационном дефиците и способствуют его преодолению, повыша
я чувствительность системы восприятия. При этом открываются шлюзы для
приема дополнительной информации, которая, в свою очередь, расширяет в
озможности мышления. Однако чрезмерное повышение чувствительности при
неблагоприятных усло¬виях может способствовать развитию соматических и
нерв¬ных заболеваний. Важно уметь осознанно регулировать уровень свое
й эмоциональной возбудимости, чтобы эффек¬тивно решать задачи на фоне
физического и психиче¬ского здоровья.