СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
С. Есенин
Итак вы прочитали разделы этой книги о свойствах и мexaнизмax отдельн
ых психических функций. Рассмотрение этих функций и процессов порознь
дало возможность упростить описание специфики каждого из них. Попытае
мся теперь показать связи и отношения между ними. Психические процессы
— это целостная система, где каждое звено — единственное в своем роде
, без участия которого нормальная работа всей системы невозможна. Внач
але сконцентрируем внимание на основополагающих принципах этой системы
.
Прежде всего — это принцип развития, который гла¬сит, что ни одна из в
ысших психических функций не передается нам по наследству в своем зако
нченном виде, а развивается в той или иной мере на базе наслед¬ственны
х задатков, в зависимости от воспитания, обу¬чения, собственного опыта
человека и его социальной среды. Наследственные задатки предопределяю
т лишь границы возможного развития. Из этого следует, что для формиров
ания знаний, умений и способностей не стоит ждать милостей от природы,
надо активно дей¬ствовать. Полезно помнить, что нет возрастных ограни
че¬ний для совершенствования, поскольку сформированные так называемые
«функциональные органы» могут служить структурой для реализации развит
ия и после того, как завершено морфологическое созревание.
Хорошо, скажете вы, мы согласны, начинаем дей¬ствовать, но как? Здесь
уместно вспомнить два других принципа — погружения (интериоризации) и
активности восприятия. Согласно принципу погружения, в основе развития
каждой психической функции лежит развер¬нутое внешнее действие, котор
ое, сокращаясь и преобразуясь, постепенно превращается в качественно и
количе-ственно иной внутренний процесс. По нашему представ¬лению [86]
, при этом формируются замещающие струк¬туры — внутренние эквиваленты
двигательных процессов, которые ускоряют психические процессы и помога
ют более
510
плавному, гармоничному их осуществлению. Можно способствовать исключен
ию избыточных двигательных компонентов специальными приемами, тогда со
вершен¬ствование навыка происходит быстрее и развивается до конечных э
тапов свертывания. По мере погружения меняются способы управления дейс
твием, т. е. совершается переход от регуляции детальной, пошаговой к к
онтролю на основе целостных и обобщенных признаков, что и обес¬печивае
т повышение скорости действия, его плавности и гармоничности [86, 87,
88].
Развитие каждой функции идет не только по пути повышения скорости ее р
еализации, но и в направлении большей произвольности управления ею. Че
ловек овла¬девает знаками, которые служат средством воздействия на пов
едение. На исторически ранних этапах знак исполь¬зовался человеком как
инструмент, позволявший изме¬нять поведение других людей, но постепен
но он начинает применяться и как средство управления своими соб¬ственн
ыми психическими процессами. Вводимые челове¬ком в ситуацию как своеоб
разные стимулы, знаки стали выполнять функцию автостимуляции и обеспеч
ивать тем самым произвольность высших психических процессов.
Психика человека развивается как результат его практического взаимодей
ствия с внешним миром в дея¬тельности, и, возникнув, она существенно и
зменяет это взаимодействие. Особенности этой деятельности опреде¬ляют
дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно теории деятел
ьности, разработанной осново¬положниками советской психологии, высшие
психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление, эмоции
— рассматриваются как особые формы внутренних действий. Например, в сл
учае памяти — это мнемические действия, направленные на запоминание ма
териала; мышления — умственные действия, направленные на выяснение отн
ошения между объектами в связи с ре¬шением насущных проблем; эмоций —
переживания, которые, с одной стороны, выявляют субъективные отношения
человека к чему-либо, а с другой — восста¬навливают его душевное равн
овесие.
Основная особенность всех высших психических про¬цессов — в их опосред
ованности. Это качество самым тесным образом связано с социально-истор
ической де¬терминацией психики, поскольку функцию опосредования обеспе
чивают «психологические орудия», роль которых выполняют знаки.
511
Рис. 23. Развитие высших психических функций.
Именно посредством знаков (речи) происходит, с одной стороны, овладени
е собственным поведением, т. е. развивается произвольность, а с дру¬го
й — приобщение к общечеловеческой культуре. И то и другое перестраивае
т психические процессы, усиливая и расширяя диапазон их адекватности (
рис. 23).
Для развития высших психических процессов нет возрастных ограничений:
после завершения морфологи¬ческого созревания, ограниченного детским и
юношеским возрастом, всю остальную жизнь оно может продолжать¬ся, опи
раясь на формирующиеся функциональные органы, и совершенствоваться за
счет погружения и свертывания.
Обратимся теперь к специфике вклада каждого из психических процессов в
общий план сознания. На рис. 24, а — е схематически представлены осно
вные черты высших психических процессов и их проявления в обоих полуша
риях мозга.
512
дозатор для жидкого мыла купитьдевушка ищет сексуальных приключений в киевской.study and work canada.