СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Произвольность является определяющей характерис¬тикой высших психичес
ких функций, однако это не зна¬чит, что каждая из них реализуется всег
да под созна¬тельным контролем. Возникнув как произвольные, в дальнейш
ем они могут реализоваться и как произ¬вольные и как непроизвольные. О
посредованно опреде¬ляет не только произвольность управления психическ
ими процессами, но и их качественную перестройку. Когда действия с вне
шними предметами преобразуются в про¬цессы в умственном плане, они под
вергаются специ¬фической трансформации — обобщаются, свертываются, вер
бализуются — и в этом новом качестве становятся способными к дальнейше
му развитию, которое принци¬пиально недостижимо с помощью внешней деят
ельности, тем самым меняется и совершенствуется психический процесс.
Таким образом, все психические процессы, развиваясь на базе наследстве
нных задатков, на протяжении жизни человека проходят в своем развитии
сложную историю. Начальные стадии всегда связаны с развернутыми внеш¬н
ими действиями, затем характер действий изменяется, число их сокращает
ся, и, наконец, наступает завершаю¬щая стадия, когда нет внешних дейст
вий — они погруже¬ны, свернуты и могут быть произвольными.
Использование принципа погружения при обучении
Свертывание и погружение — непременные этапы раз¬вития всех высших пси
хических функций. Отсюда следует, что, с одной стороны, невозможно сфо
рмировать психи¬ческую функцию, минуя двигательный этап, а с другой —
сохраняющиеся развернутые двигательные компоненты тормозят дальнейшее
совершенствование данной функции. Это противоречие — ключевое для прак
тического исполь¬зования изложенных положений.
В последние годы была разработана продуктивная методика обучения челов
ека ускоренному (динамиче¬скому) чтению. В основе этой методики лежит
целена-правленное использование знаний о динамике участия и смены двиг
ательных компонентов в процессе чтения. Исследования показали, что уск
орению чтения обычно
22
препятствуют, во-первых, развернутое проговаривание текста, во-вторых,
недостаточный объем одновременно воспринимаемой части текста (поля фи
ксации) и, в-тре¬тьих, большое число возвратных движений глаз к непо-н
ятным местам [94, 143].
Первая особенность является примером противоречи¬вой роли артикуляции
в формировании навыка чтения на разных этапах развития. Как мы уже отм
ечали, в на¬чале обучения чтению развернутая артикуляция необхо¬дима,
но для последующего ускорения чтения она должна быть своевременно и пр
авильно свернута. Одним из спо¬собов свертывания и погружения служит з
амена слуховых образов зрительными. Если чтение сопровождается раз-вер
нутой артикуляцией, оно опирается на слуховые об¬разы. При артикуляции
скорость чтения обычно не пре¬вышает 150 слов в минуту, поскольку под
ключается слуховой канал, обработка информации в котором произ¬водится
существенно медленнее, чем в зрительном. Мето¬дика динамического чтен
ия предлагает использовать метод отбивания ритма для уменьшения артику
ляции (проговаривания). При чтении про себя синхронно с чтением следуе
т выстукивать определенный ритм. Как только возни¬кает артикуляция, ри
тм сбивается. Этот сбой служит обратной связью, которая и позволяет су
щественно уменьшить артикуляцию.
Для увеличения поля фиксации необходимо радикаль¬но расширить централь
ное поле зрения и развить пери¬ферическое зрение. Обычно в процессе од
ной фикса¬ции воспринимается одно слово или одна фраза. Путем трениров
ки периферического зрения желательно научить¬ся одновременно восприним
ать целый абзац. По методике динамического чтения такая тренировка про
изводится с помощью специальных таблиц, либо используется прин¬цип вер
тикального чтения. В последнем случае чтение осуществляется при постоя
нной фиксации, красной черты, проведенной вертикально посередине листа
, а не движе¬нием глаз по строчкам, как это делается при обычном чтени
и. Для активизации перифирического зрения при чтении «с красной чертой
» время чтения страницы строго ограничивается. В начале обучения проце
нт понятого материала очень мал, но в процессе тренировки за счет прод
уктивного использования перифирического зрения по¬нимание читаемого те
кста улучшается.
23
Для того чтобы уменьшить число возвратных дви¬жений к непонятным слов
ам, фразам и абзацам, необ¬ходимо знать цель чтения и научиться выделя
ть в каж-дом абзаце значимые именно для этой цели ключевые слова.
* *
Итак, психика человека развивается как результат его практического вза
имодействия с внешним миром в про¬цессе деятельности, и возникнув, в д
альнейшем сущест¬венно изменяет это взаимодействие. Деятельность и опр
е-деляет дальнейший прогресс всех психических процессов. Согласно теор
ии деятельности, разработанной основопо¬ложниками советской психологии
, высшие психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление
, эмоции — рассматриваются как особые формы внутренних действий, для п
амяти — это мнемические действия, на¬правленные на запоминание материа
ла, для мышления — это умственные действия, направленные на выяснения
отношений между объектами в связи с решением на¬сущных проблем, а для
эмоций — это переживания, кото¬рые, с одной стороны, выявляют субъекти
вные отношения человека к чему-либо, а с другой — восстанавливают его
душевное равновесие.
Основной особенностью психических процессов яв¬ляется их опосредованно
сть. Это их качество самым не¬посредственным образом связано с социаль
но-истори-ческой детерминацией психики, поскольку функцию опосредовани
я обеспечивают «психологические орудия», роль которых выполняют знаки.
Посредством знаков про¬исходит, с одной стороны, овладение собственны
м пове¬дением, т. е. развивается произвольность. С другой сторо¬ны, пр
оисходит и приобщение к культуре. И то и другое перестраивает психичес
кие процессы, усиливая и рас¬ширяя диапазон их адекватности.
Для развития высших психических процессов нет воз¬растных ограничений.
После завершения морфологическо¬го созревания, ограниченного детским
и юношеским воз¬растом, оно может продолжаться всю остальную жизнь, оп
ираясь на формирующиеся функциональные органы, и совершенствоваться за
счет процессов погружения и свертывания.
ВОСПРИЯТИЕ
Прощай,— сказал Лис.— Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь
сердце, самого главного глазами не увидишь.
Сент-Экзюпери
Создание разработка сайта уникальный дизайн.