СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
228
Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «кислый вино
град» и «сладкий лимон» Первый, известный по басне Эзопа «Лиса и виног
рад» отражает понижение значимости недоступного. Защита по типу «сладк
ого лимона» направлена не столько на дискре¬дитацию недосягаемого объе
кта, сколько на преувеличе¬ние ценности имеющегося. Если человек демон
стрирует пренебрежительное отношение к высшему образованию,
278
то не исключено, что он защищается от огорчений в связи с упущенной во
зможностью учиться. Этот же чело¬век не жалеет сил, чтобы дать своим д
етям высшее об¬разование, которое ему самому якобы не нужно. Точно так
и похвальба альковными подвигами — тоже может выступать как психологи
ческая защита от представления о себе как о сексуально неполноценном ч
еловеке.
Близким к рационализации способом психологической защиты является вклю
чение, при котором также пере¬оценивается значимость травмирующего фак
тора. Для этого используется новая глобальная система ценностей, куда
прежняя система входит как часть, и тогда отно¬сительная значимость тр
авмирующего фактора понижает¬ся на фоне других, более мощных. Примером
защиты по типу включения является катарсис –облегчение внутрен-него к
онфликта при сопереживании. Если человек наблю¬дает и сопереживает дра
матические ситуации других лю¬дей, существенно более тягостные и травм
ирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на
свои беды по-другому, оценивая их по сравнению с чужими. Издревле ката
рсис связывают с театром. Действи¬тельно, собственные мучительные сост
ояния зрителей мо¬гут облегчаться, когда они переживают события, проис
хо¬дящие с героями классической трагедии на театраль¬ной сцене. В этом
— одно из благотворных влияний теат¬рального искусства на психику чел
овека. Из сказанного становится понятным, что люди, способные искренне
со¬переживать страданиям окружающих, не только облегча¬ют их другим,
но способствуют улучшению и своего психического здоровья.
Замещение — перенос действия, направленного на недоступный объект, на
действие с доступным объектом. Замещение разряжает напряжение, созданн
ое недоступ¬ной потребностью, но не приводит к желаемой цели. Когда че
ловеку не удается выполнить действие, необхо¬димое для достижения пост
авленной перед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмыс
ленное дви¬жение, дающее какую-то разрядку внутреннему напряже¬нию. За
мещающая деятельность может отличаться от исходной переводом активност
и в иной план, например из практического осуществления в мир фантазии.
В Япо¬нии работает балаганчик «Отведи душу».
279
Посетитель входит в темное помещение, отгороженное от улицы занавеской
, получает несколько простых тарелок, бьет их по одной и удаляется, ра
зряжая таким образом свое внут¬реннее напряжение. Такое замещение мы ч
асто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, доса
ду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся пре
дмете (рис. 15).
Рис. 15. Домашний тиран.
(Из кн.: Херлуф Бидструп. Львов, I960.)
Изоляция или отчуждение.— обособление внутри сознания травмирующих чел
овека факторов. При этом не¬приятным эмоциям блокируется доступ в созн
ание, так что связь между каким-то событием и его эмо¬циональной окрас
кой не отражается в сознании. Этот вид защиты напоминает «синдром отчу
ждения», для кото¬рого характерно чувство утраты эмоциональной связи с
280
другими людьми, ранее значимыми событиями или соб¬ственными переживани
ями, хотя их реальность и осозна¬ется. Феномены дереализации, деперсон
ализации и рас¬щепления личности (множественности «я») могут быть связ
аны с такой защитой. В литературе описано более 200 случаев расщеплени
я личности. Очень часто двойник воплощает то, что чуждо первому «я», т
о, к чему оно относится со страхом или отвращением, против чего про-те
стует его существо. Эти разные «я» могут ничего не знать друг о друге.
Известен случай с тремя лицами Евы Уайт. 25-летняя Ева обратилась к вр
ачу по поводу головных болей и провалов памяти после них. Пока врач об
думывал это, его пациентка резко изменилась: вместо сдержанной, воспи¬
танной дамы перед ним возникла легкомысленная девица, которая языком и
тоном, совершенно чуждым Уайт, стала бойко обсуждать проблемы последн
ей, говоря об ней в третьем лице. На вопрос о ее собственном имени, де
вица ответила, что ее зовут Ева Блэк. В течение 14 месяцев пе¬ред врач
ом появлялась то одна, то другая Ева. Блэк не разделяла чувств Уайт по
поводу ее неудачного замужест-ва, по поводу материнской любви и по др
угим вопросам. Характеры у них были совсем разные: Уайт — строгая, сде
ржанная, преимущественно грустная женщина, одева¬лась просто и консерв
ативно, держалась с достоинством, любила стихи, говорила спокойно и мя
гко, была хорошей хозяйкой и любящей матерью. Блэк — общительная, экс¬
центричная, по-детски тщеславная, заразительно веселая и беззаботная,
говорила с грубоватым юмором, любила приключения, одевалась вызывающе,
не любила ничего серьезного. В ходе психотерапии помимо этих двух Ев
на сцене появилось еще третье лицо — Джейн, которая сильно отличалась
и от Евы Уайт, и от Евы Блэк [396].
Избирательность отношения человека к группе и кол¬лективу связана с оп
осредованием психологической защи¬той. Она является своеобразным фильт
ром, включающим¬ся при существенном рассогласовании собственной систе¬
мы ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, от
деляющим желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убе
ждениям, потребно¬стям и ценностям личности от несоответствующих. При-
менительно к воспитанию это может проявляться в повы¬шенно критическом
отношении к воспитателю или пре-
281
подавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личнос
ти воспитателя на содержание пре¬подаваемого им предмета. Полезно имет
ь в виду, что воздействие психологической защиты может способство¬вать
сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социал
ьных норм и запретов, посколь¬ку, снижая действенность социального кон
троля, она соз¬дает почву для самооправдания.
Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознан
ие представление о своем несовер¬шенстве, о недостатках, проявляющихся
в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он м
ожет изменить свои поступки, а новые поступки преоб¬разуют его сознани
е и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоотве
тствии желаемо¬го поведения, поддерживающего самоуважение, и реаль¬ных
поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают ме
ханизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т. е. чел
овек не может встать на путь самоусовершенствования.
Преодоление психологической защиты