СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
1) Откройте ящик стола, найдите пять - десять вещей и запомните их. Во
звратитесь через несколько минут спустя и запишите, что Вы запомнили.
Откройте ящик и проверьте ваши ответы.
2) Запомните пять предложений из газеты. Вернитесь через 5 - 10 минут
и запишите их на листе бумаги. Проверьте, что Вы запомнили правильно.
Теперь пробуйте это упражнение с большим количеством запоминаемой инфо
рмации, чтобы максимально тренировать память.
3) Поверните книгу вверх тормашками и читайте вслух десять минут. Вы м
ожете заметить, что берет большую концентрацию внимания. Это способств
ует большей тренировки зрения, речи, и большей деятельности для стимул
яции мозга.
Хороший способ тренировки нормализации познавательных функций заключа
ется во взятии какой-нибудь маленький вещи (ключи, ручка, упаковка от
лекарств и т.д.) и описании вслух всего возможного о том объекте (цвет
, структура, какие эмоции Вы чувствуете из-за этого, размер, форма и т
.д.). Привлечение всех ваших органов чувств будет иначе стимулировать
ваш мозг. Изучения показали, что когда больные участвуют в приятных фо
рмах умственных упражнений, то это увеличивает не только их знание, но
также эффективность и силу их умственных способностей.
Когда люди с последствиями заболеваний головного мозга находятся одни
в новом месте, например в магазине, театре, ресторане, они часто не мо
гут остаться здесь больше 10 или 15 минут. Для них там есть слишком м
ного информации, чтобы её обработать. Пациенты говорят, "Я вхожу в это
место и чувствую, что я собираюсь выпрыгнуть на улицу”. “Я только не
могу общаться со всем шумом и должен выйти из магазина.” Это может
случиться в шумных ситуациях (играет громкая музыка) или переполненные
общественные места (рынок, вокзал). Если мозг не может обработать пот
ок информации, то он становится перегруженным, и люди становятся раздр
ажительными, у них появляются головные боли. При таких перегрузках воз
ьмите 10-15 минутный перерыв! Найдите тихое место или выйдите на свеж
ий воздух, если есть возможность, то подремлите в течение получаса. Тр
енирующий рабочий режим и сам факт выхода на работу способствуют посте
пенному устранению астенического состояния и повышению выносливости. (
Например, после 11 месяцев болезни я устроился в больницу на полставки
, но через 2 недели стал работать полный рабочий день и месяца через д
ва уже на полторы ставки.)
Одни больные имеют перегрузку мозга от звука, а другие пациенты имеют
зрительную перегрузку. Как правило, очень яркий свет причинят перегру
зку или необходимость обработать слишком много информации. Что сделать
? Носите очки с темными или дымчатыми стеклами. Для некоторых людей д
лительное посещение супермаркета или музея и поиски необходимого товар
а или предмета могут причинить ту же самую перегрузку.
Техника раздельного улучшения памяти может помочь запомнить почти любу
ю маленькую частицу информации. Даже люди с огромными трудностями памя
ти могут учиться, используя эту технику. Важная вещь в этой технике –
когда больной повторяет правильную информацию неоднократно после задан
ного вопроса через десять секунд спустя, затем двадцать секунд, сорок
секунд, одну минуту и две минуты. Если человек делает ошибку, Вы мягк
о исправляете и затем уменьшаете интервал. Если человек делает ошибку
после задержки на две минуты, Вы говорите правильный ответ и спрашив
аете больного снова после одной минуты. Если получаете правильный отве
т, то спрашиваете снова после двух минут и т.д. Вы должны продолжить п
роцесс до ответа, спустя десять минут от первоначального вопроса, и эт
о даст идею относительно того, как хорошо человек с плохой памятью мо
жет учиться. Только с опытом можно узнать, как долго процесс должен пр
одолжиться.
Для тренировки памяти можно ис
пользовать фотографию какого-нибудь родственника с подписью под ней ег
о имени, например, ВИКТОР. Вы спрашиваете, кто это? ВИКТОР – отвечает
пациент. Это простое задание. Так что удалите одну букву из имени под
фотографией. Теперь написано ВИКТ_Р. Снова спрашиваете, кто - это? Б
ольной способен ответить - ВИКТОР. Продолжайте удалять одну букву за д
ругой в имени на фотографии, подобно этому: В_К_ОР или __Т_Р или __
__ Р.
Каждый раз, когда спрашиваете, то пациент называет ответ правильно, т
ем самым используется метод раздельного исправления улучшения памяти.
Иногда достаточно ре
гулировать беседу о прошлом для человека с трудностями памяти. Только
беседа о старых временах может быть достаточна, чтобы стимулировать хо
роший поток приятной и полезной беседы, которая является значащей и ин
тересной человеку с трудностями памяти.
Улучшают познавательные функции мозга просмотр телепередач, слуша
ние радио, чтение книг, газет и журналов, игры в карты, разгадывание к
россвордов и посещение музеев. Ни одно из этих действий не может быть
невозможным, чтобы не использовать каждый день один или два раза.
Исполнительные способности - очень большая категория познавательных фу
нкций, которые позволяют человеку использовать умственную силу и позна
вательные способности для выполнения социальных, профессионально-техни
ческих и внутренних психологических потребностей. Хвалите больного за
соответствующее поведение, которое представляет прогресс от первоначал
ьной поведенческой проблемы. Например, люди, которые взволнованы в нек
оторых ситуациях, должны получить поддержку и похвалу, что они успешно
справляются с собой в той ситуации.
Мир имеет тенденцию приравнивать недостаток речи к недостатку интеллек
та. Поэтому имейте терпение понять такого больного и стимулировать его
к продолжению реабилитационных занятий.
Нарушение слухового восприятия и слуховой памяти при поражении мозга –
одна из трудностей у больных. Когда пациент объясняет, что не может “
думать в словах”, но может только на картинах, то чтение для него вслу
х другими людьми будет очень полезным, потому что размышление - по сущ
еству функция речи и слуховой процесс.
Мысли в значительной степени получены на картинах и с помощью речи, а
это - слуховая производная для большинства людей. Лечебное интеграцион
ное воздействие на слуховое повышение памяти использует упражнения чер
ез наушники, которые выполняют в течение 6 месяцев. (Примерно также я
старался разобраться в английском произношении, многократно прослушива
я новости по радио, которые повторялись через 5-10 минут. Проблема усу
гублялась в отсутствии музыкального слуха, быстром произношении слов в
радиопередачах и наличии незнакомых слов. Через полгода я уже отчетл
иво улавливал смысл всей радиопередачи на американском английском.)
Для улучшения концентрации ума и повышения интеллектуальной работы моз
га, контроля над своими чувствами, эмоциями и накопления большого коли
чества биоэнергии можно выполнять простые упражнения:
• Зажгите свечу или выберите какой-то предмет на большом расстоянии. С
мотрите на него непрерывно 5 минут, сконцентрировав при этом свое вним
ание на какой-то одной мысли, идее или задаче.
• Очень важно научиться концентрироваться и на чувствах, ощущениях, эм
оциях. Представьте себе мысленно ощущения чувства здоровья и радости,
отдых на природе – в лесу, на реке или морском берегу. Выполняйте это
упражнение ежедневно по 20 минут, последовательно переходя от одного о
щущения к другому.
Эти упражнения хорошо выполнять по дороге на работу, в ожидании трансп
орта или отдыхая дома, что дополнительно улучшит ваше здоровье.
Очень важно создание позитивного настроя после какой-то житейской неуд
ачи, так у больных, перенесших заболевания мозга, чаще развиваются пот
рясения и душевные травмы. Юмор к себе и оптимизм к окружающему – лучш
ие лекарства для них. Научитесь вырабатывать и поддерживать позитивный
настрой и находить что-то хорошее в сложных и неприятных ситуациях. П
остарайтесь взглянуть на это под другим углом и найти положительный дл
я вас момент. Старайтесь чаще улыбаться и играть роль успешного и здор
ового человека при встрече с окружающими.
Как больные после нейроинфекций улучшали свои познавательные функции?