СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Но даже в таком случае закон - это определенно неподходящий метод стаб
илизации фундаментальных переменных. Стабилизацию следует производить
через процессы образования и формирования характера, т.е. через те час
ти нашей социальной системы, которые ныне подвергаются максимальным пе
ртурбациям, чего и следовало ожидать.
Гибкость идей
Цивилизация работает на идеях самых разных степеней общности. Эти идеи
присутствуют (одни эксплицитно, другие имплицитно) в действиях и взаи
модействиях людей. Одни из них сознательны и ясно определены, другие т
уманны, а многие бессознательны. Некоторые из этих идей разделяются по
всеместно, другие дифференцируются по различным субсистемам общества.
Если бюджет гибкости должен стать центральным компонентом нашего поним
ания работы системы "окружающая среда-цивилизация" и если категория па
тологии связана с неблагоразумным расходованием этого бюджета, тогда,
несомненно, гибкость идей будет играть важную роль в нашей теории и на
шей практике.
Несколько примеров базовых культурных идей прояснят вопрос:
• "Золотое правило", "Око за око", "Справедливость";
• "Здравый смысл экономики бережливости" либо "здравый смысл изобилия"
;
• "Имя этой вещи - "стул"" и другие языковые предпосылки, способствующ
ие овеществлению;
• "Выживание сильнейшего" либо "выживание системы "организм плюс окруж
ающая среда"";
• Предпосылки массового производства, соперничества, гордости и т.д.;
• Предпосылки трансфера, идей о формировании характера, теорий образов
ания и т.д.;
• Паттерны личных отношений, доминирования, любви и т.д.
Как и все прочие переменные, идеи цивилизации взаимосвязаны, частично
посредством некоторого вида психо-логи-ки, и частично благодаря консен
сусу относительно квазиреальных эффектов действий.