СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
186
целое совершенствует задание «Последовательные картин¬ки». Навык точно
го соотнесения части и целого раз¬вивают задания субтеста «Сложение фи
гур»: здесь человек расширяет свои представления о единстве смыслового
содержания.
Способности к систематизации материала и методич¬ности умственной деят
ельности могут углубляться зада¬ниями теста Равена, где требуется выяв
ить характер закономерности в предъявленной матрице или обнаружить нед
остающий в ней фрагмент. Усиление способности к обнаружению логической
последовательности может быть осуществлено с помощью серии картинок а
налитического теста Хейли: в каждом из шести его субтестов необ-ходимо
либо вскрыть закономерность путем продления числового ряда по установ
ленной зависимости, либо обна¬ружить аналогию, либо заполнить логическ
ие пробелы в предлагаемом материале.
Предложенный здесь нетрадиционный подход к исполь¬зованию аналитически
х тестов для интеллектуального раз¬вития таит в себе большие перспекти
вы и может явиться сокровищницей методов развития мыслительных процес¬
сов для широчайшего круга людей, поскольку задания в стандартных теста
х ранжированы по сложности, адап¬тированы к определенным возрастам, пр
иурочены к кон¬кретным уровням образования и культурного развития.
Все перечисленные способы преодоления мыслитель¬ных барьеров весьма эф
фективны при необходимости най¬ти новый оригинальный подход к анализу
теоретических и технических проблем. Однако в жизни человек вынужден е
жедневно решать задачи межличностного общения, и тогда обнаруживается,
что здесь ему еще труднее высво¬бождаться из-под жесткого контроля тр
адиционных и стереотипных подходов. В последние годы стало быстро разв
иваться даже отдельное направление в психологии — теория атрибуции,— и
зучающее способы повседневного, обыденного мышления. Поле приложения у
силий иссле¬дователей в этой области — изучение влияний социаль¬ной ср
еды на то, как человек, вынужденный действовать в условиях информацион
ной неопределенности, выдвигает гипотезы о причинах наблюдаемого повед
ения других людей — на базе каких логических заключений он форму¬лируе
т свои выводы?
Обнаружено, что некоторые стереотипы обыденного
187
мышления препятствуют адекватному пониманию поведе¬ния окружающих люде
й. Обычно используются три стан¬дартных подхода (ошибки атрибуции). Ча
ще всего чело¬век убежден, что большинство людей в аналогичных ситуаци
ях будет поступать так же, как он, и на этом строит свои прогнозы. Кро
ме того, он допускает, что если обстоя¬тельства не меняются, поведение
людей тоже не должно меняться. И наконец, человек склонен свое поведе
ние объяснять больше внешними, ситуационными факторами, в то время как
поведение других он чаще объясняет внут¬ренними, личностными факторам
и. Совершенно очевидно, что причинные заключения, сделанные на основе
анализа столь ограниченного разнообразия жестких стратегий, мо¬гут пор
ождать ошибки в понимании поступков окружаю¬щих людей.
* * *
Таким образом, мышление служит мощным средством преодоления границ вос
приятия с помощью понятий, кото¬рые отличаются от представлений утрато
й модальной специфичности и большей обобщенностью. Преодолевая огранич
енность представлений личным опытом, понятие создает человеку возможно
сть включить (присвоить) об¬щественный опыт, выйти за пределы длительн
ости своей жизни в объеме используемых знаний. Осознание призна-ков кл
асса объектов, его отличительных особенностей позволяет оперировать в
высшей мере обобщенными, аб¬страктными понятиями (истинными), объем ко
торых лишь частично пересекается с его жизненным конкретным опы¬том.
ЭМОЦИИ
Когда ты злобен или болен,
Тоской иль страстию палим,
Поверь тогда еще ты волен
Гордиться счастием своим. А Блок
Биологическое и психологическое значение эмоций
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают с
амые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тон
ких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отра
жающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутре
нних ситуаций для жизнедеятельности человека. Наиболее существенной че
ртой эмоций является их субъ¬ективность. Если такие психические процес
сы, как воспри¬ятие и мышление, позволяют человеку более или менее объ
ективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служ
ат для отражения субъективного от¬ношения человека к самому себе и к о
кружающему его миру. Именно эмоции отражают личную значимость по¬знани
я через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес. Об их влия
нии на психическую жизнь В. И. Ле¬нин сказал так: «Без человеческих эм
оций никогда не бы¬вало, нет и быть не может человеческого искания ист
и¬ны» [1, с. 112].