СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
540
взрослых, к излишне критичному отношению к ним. Вместе с тем необходим
ость утвердиться в значимости себя как личности, стремление к положите
льной самооценке по¬буждают его к поиску друзей, т. е. людей, разделяю
щих его взгляды и чаяния. В этот же период наблюдается бурное развитие
мыслительных операций. Они не только легко осуществляются, но доставл
яют и эстетическое удоволь¬ствие подростку, поэтому он начинает абсолю
тизировать свои интеллектуальные возможности. Это явление вре-менное,
оно постепенно проходит, уступая место интересам сознательного самовос
питания.
Построение далеких, но жизненно значимых планов, реализации которых бу
дет посвящена вся последующая жизнь, имеет колоссальное значение в жиз
ни человека. Наличие пусть весьма отдаленной, но оптимистической персп
ективы вдохновляет человека, делает его сильным и способным к преодоле
нию трудностей. Однако грандиоз¬ность построенной жизненной перспектив
ы у подростка 14—15 лет нередко приводит к тому, что он придает себе з
начение в соответствии с ценностью построенной для себя перспективы и
поэтому предъявляет к себе как к личности меньшие требования, чем к ок
ружающим его людям. Стремясь к быстрому самоутверждению, он нередко ис
пользует разные мерки по отношению к себе и окружающим, требуя, чтобы
окружающие отвечали самым высоким морально-нравственным критериям, и е
сли замечает какие-либо отклонения от своих нереально завышенных требо
ваний, то сразу полностью разочаровы¬вается в окружающих его людях и п
ерестает им доверять.
Негативизм молодого человека не преодолевается только душеспасительным
и беседами. Любая аргумента¬ция не столь эффективна, как привлечение м
олодого че¬ловека к активной работе по преодолению тех недостатков, ко
торые вызывают его отрицательное отношение. Столкно¬вение с реальными
трудностями способствует осознанию разрыва между желаемым и достигнуты
м уровнем и нор¬мализует его взгляды на проблемы, делая их не абстрак¬
тными, маниловскими, а конструктивными, практическими.
Поскольку современная молодежь учится достаточно долго и все это время
находится на содержании у роди¬телей, а акселерация относится к ее фи
зическому, но не психическому созреванию, то родителям необходимо, с о
дной стороны, как-то умерять свое рвение дать своему ребенку все возмо
жное,
541
поскольку доступность всех благ, которые он сам не заработал, может по
родить иждивен¬чество у молодого человека и притупить у него разумное
деловое честолюбие. С другой стороны, желательно позво¬лить молодому ч
еловеку самому принимать ответственные решения относительно учебы, раб
оты, семьи, накапливая пусть даже негативный, но собственный жизненный
опыт, иначе он никогда не станет решительным человеком и до старости
останется инфантильным.
Для плодотворной деятельности в зрелые годы для человека особенно важн
ы активная жизненная позиция, жизнерадостность, умение и способность к
самоограни¬чению. Пресыщение — верный путь к утрате мотивации. Психич
еская устойчивость, способность к быстрому вос¬становлению равновесия
после различных травм в значи¬тельной степени связана с сохранением и
укреплением установок к посильному труду. Такая установка форми¬руется
легче, если ясно представлять себе, что наряду с необратимыми процесс
ами старения у человека разви¬ваются приспособительные психологические
механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может продолжат
ься до самой глубокой старости. Так, например, взамен слабеющей с года
ми непроизвольной памяти раз¬виваются логическая и смысловая память, н
едостаточная распределяемость внимания компенсируется его повышен¬ной
переключаемостью. Хотя с возрастом в мышлении возникает некоторая косн
ость суждений и излишняя их категоричность, продолжая трудиться, челов
ек способен преодолевать эту тенденцию к регидности и поддерживать дос
таточную гибкость и подвижность мышления.
Для оптимального развития компенсаторных психоло¬гических механизмов н
еобходимо создавать и укреплять новые установки — своевременно ориенти
ровать себя на новые значимые и посильные цели. Как правило, в семье ч
еловек сохраняет возможность не только по¬могать детям, приносить им п
ользу и тем утверждаться в жизни, но, используя ее социальные контакты
, содер¬жательно общаться с людьми различных поколений, что незаменимо
в поддержании творческого и жизненного потенциала. Если в старости че
ловек не находит нового поприща для приложения своих сил, то у него по
степенно сужается круг интересов, понижается способность к обще¬нию, и
он концентрируется только на своем внутреннем мире, у него развиваетс
я эгоцентризм.
542
Тогда обостряются такие возрастные особенности, как консерватизм, стре
м-ление поучать, недоверчивость и обидчивость. Особого внимания пожило
го человека требует его пониженная приспосабливаемость к новым условия
м жизни, поэтому крайне нежелательно резко разрушать его бытовые и про
-изводственные стереотипы. Такая перемена может явиться стрессовым фак
тором и провоцировать нарушение здо¬ровья и психического равновесия. В
ажным моментом под¬держания душевного равновесия в самой глубокой ста-
рости является способность к ретроспективе, позволяющая заново переоце
нить всю свою жизнь, придать новое, боль¬шее значение всем ее эпизодам
и ситуациям и тем самым утвердиться в представлении о том, что прожит
а зна-чительная и полная удовлетворения жизнь.
Проявление высших психических процессов имеет личностную специфику. Он
а определяется и индивидуаль¬ными свойствами личности, и влиянием реал
ьных социаль¬ных контактов на ее развитие и становление. Именно в этом
плане важно представлять себе воздействие на пове¬дение человека его
темперамента как физиологической основы его характера, его способносте
й как меры разви-тия его наследственных задатков в процессе воспитания
и обучения — все это определяет самосознание, самоува¬жение, самооцен
ку и весь стиль его поведения.
Как при организации обучения, так и при профес¬сиональной ориентации и
определении круга профессио¬нальных обязанностей весьма важно учитыва
ть уровень и направленность способностей человека. Социалистичес¬кое о
бщество заинтересовано в максимальном развитии способностей каждого ко
нкретного человека, поэтому учет одаренности позволяет направить разви
тие природ¬ных задатков в нужное русло с тем, чтобы оптимально использ
овать все грани дарования каждого человека. Тем более, что, как показа
ли советские психологи, на¬следственные задатки определяют лишь границ
ы возмож¬ного развития способностей, которые весьма широки и, как прав
ило, практически неисчерпаемы. Правильно ор¬ганизованное тестирование
интеллекта и направленное развитие способностей позволяют лишь приблиз
иться к этим границам.
543
Сплав значимых для человека социальных ролей и его индивидуальных особ
енностей определяет его самосознание и самооценку. Принимая, примерива
я на себя роль собеседника, подставляя себя на его место, человек може
т представить себе систему его отношений к другим лю¬дям и правильно п
рогнозировать и его поведение и ре¬зультаты своего взаимодействия с ни
м. Кроме того, дли¬тельное выполнение профессиональной роли позволяет
развивать и совершенствовать те грани высших пси¬хических функций, кот
орые особо полезны для данной профессии и определяют уровень высокого
мастерства. Вместе с тем, профессиональная адаптация без достаточ¬ной
коррекции может приводить и к профессиональной деформации, т. е. к раз
витию таких свойств психики, кото¬рые имеют неблагоприятное влияние на
общение человека вне его профессиональной сферы. Учитывая эту сторону
влияния профессиональной роли, человек может осознанно преодолевать е
е отрицательные следствия.
Целостность психических процессов реализуется един¬ством сознания и са
мосознания человека. Опираясь на та¬кие фундаментальные принципы, как
активность, непре¬рывное развитие, погружение и повышение произвольнос
ти в осуществлении всех высших психических функций, чело¬век совершенс
твует свои психические возможности. Ста¬новится способным не только ус
воить накопленный чело¬вечеством культурно-исторический багаж, но и вн
ести свой гражданский и творческий вклад в дальнейшее прод¬вижение чел
овечества по пути прогресса и развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выделяя главную тональность данной работы, определим ее так: насколько
важно для каждого человека тратить время и усилия на постижение хоть
некоторых аспектов практической психологии и в какой мере этому может
помочь по¬добная книга.
По нашему мнению, проблема психологической гра¬мотности является сейча
с одной из наиболее актуальных, и хорошо было бы установить правила сд
ачи норм по психологии типа ГТО. Действительно, как решать дела полити
ческие, производственные и семейные, если нет ясности в понимании того
, что такое культура об¬щения и какие препятствия необходимо преодолев
ать на пути достижения взаимопонимания и доброжелатель¬ности, если пар
тнеры изначально стоят на весьма отда¬ленных позициях? Как способствов
ать воспитанию бла¬годарности у ребенка, развитию творца из студента,
ста-новлению борца из каждого, если неизвестно, когда и как закладываю
тся задатки и основы желаемых качеств. Вооб¬ще, можно ли спокойно ждат
ь, пока нас воспитают, нам объяснят, нам растолкуют, нас толкнут и мы
двинемся в нужном направлении?
Человек становится личностью не только и не столько под воздействием в
лияний извне, сколько усилиями само¬воспитания, а для этого ему необхо
димо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нуж
но знать, что высматривать, на чем фиксировать свое вни¬мание. Коррект
ировка своего характера, мировосприятия, поведения — дело нелегкое, тр
ебующее серьезного труда. И как в каждом деле, здесь важны и нужны не
только знания, но и владение приемами и методами. Вот в этом и должна
помочь практическая психология.
матрас пружинный купитьподбор места для проведения свадьбы.Скачать фильмы в формате 3gp и mp4 для мобильных телефонов.Витамины для улучшения волос.