СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Я хочу поговорить о недавней истории. Какой она представляется моему п
околению? Какой - вашему? Когда я прилетел сегодня утром, в моей голов
е начали звучать слова. Я сам никогда не смог бы сочинить эти громопод
обные фразы. Первая: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оск
омина" [Иер.31:29, Иез.18:2]. Вторая (высказывание Джойса): "История -
это кошмар, от которого нет пробуждения". Третья: "Я Господь, Бог тво
й, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четве
ртого рода, ненавидящих Меня" [Исх.20:5]. Последняя, не столь животреп
ещущая, но все же, я полагаю, имеющая отношение к проблемам социальных
механизмов, такова: "Тот, кто станет делать благо другому, должен дел
ать это в мелких частностях. Общее благо - это оправдание мерзавцев, л
ицемеров и льстецов".
Мы говорим о серьезных вещах. Я назвал эту лекцию "От Версаля до кибер
нетики", упомянув два исторических события двадцатого века. Слово "киб
ернетика" знакомо, не так ли? Но многие ли из вас знают, что случилось
в Версале в 1919 году?
Вопрос в том, что следует считать важным в истории последних шестидеся
ти лет. Мне шестьдесят два, и, когда я начинаю думать, свидетелем каки
х исторических событий я стал за свою жизнь, мне кажется, что я видел
только два момента, которые с точки зрения антрополога могут расценива
ться как действительно важные. Одним моментом были события, приведшие
к Версальскому договору, вторым - кибернетический прорыв. Вы можете бы
ть удивлены или шокированы, что я не упомянул атомную бомбу и даже Вто
рую мировую войну. Я не упомянул распространение автомобиля, радио и т
елевидения, а также многие другие вещи, произошедшие за последние шест
ьдесят лет.
Позвольте мне сформулировать свой критерий исторической важности.
Млекопитающие в целом (а люди среди них) придают огромное значение не
эпизодам, а паттернам своих отношений. Когда вы открываете дверцу холо
дильника, а кошка подходит и начинает издавать определенные звуки, она
говорит не о печенке или молоке, хотя вы можете прекрасно знать, что
она этого хочет. Вы можете правильно догадаться и дать ей это (если то
лько это есть в холодильнике). В действительности кошка говорит нечто
об отношениях между нею и вами. Если перевести ее сообщение в слова, э
то было бы нечто вроде: "Зависимость, зависимость, зависимость". Факти
чески она говорит о весьма абстрактном паттерне в рамках отношений. Ож
идается, что из этого высказывания о паттерне вы пойдете от общего к ч
астному, к дедукции "молока" или "печенки".
Это принципиально важно. Это и значит быть млекопитающим. Они озабочен
ы паттернами отношений, ставящими их в положение любви, ненависти, ува
жения, зависимости, доверия и прочих подобных абстракций по отношению
к кому-то другому. Именно здесь ошибки причиняют нам боль. Если мы дов
еряем и обнаруживаем, что то, чему мы доверяли, доверия не заслуживает
, либо если мы не доверяем и обнаруживаем, что тому, чему мы не доверя
ли, фактически можно было доверять, мы чувствуем себя плохо. Такой тип
ошибок может причинять человеческим существам и всем прочим млекопита
ющим крайнюю боль. Следовательно, если мы действительно хотим обнаружи
ть в истории важные пункты, мы должны поискать в истории такие моменты
, когда изменялись общие позиции (attitudes). В такие моменты люди исп
ытывают боль из-за своих прежних "ценностей".
Вспомните термостат в своем доме. Погода на улице меняется, температур
а в комнате падает, термоэлемент делает свое дело и включает печь, печ
ь нагревает комнату и, когда комната нагрета, термоэлемент снова выклю
чает печь. Такая система называется гомеостатическим контуром, или сер
во-контуром. Однако в жилой комнате на стене есть маленькая коробочка,
в которой находится установка термостата. Если в последнюю неделю в д
оме было слишком холодно, вы должны поднять установку с ее нынешнего з
начения, чтобы система осциллировала вокруг нового значения. Никакая п
огода (жаркая или холодная) не может изменить эту установку, которая н
азывается "смещением" системы. Температура дома будет колебаться, она
будет повышаться или понижаться в соответствии с различными обстоятель
ствами, однако эти изменения не будут изменять установку механизма. Но
когда вы подходите и сдвигаете смещение, вы изменяете то, что можно н
азвать "позицией" системы.
Аналогично, важный вопрос об истории таков: изменилось ли смещение (ус
тановка)? Эпизодическая отработка событий под воздействием заданной ст
ационарной установки вполне тривиальна. Именно это я имел в виду, когд
а сказал, что двумя самыми важными историческими событиями в моей жизн
и были Версальский договор и открытие кибернетики.
Большинство из вас, вероятно, плохо представляет себе обстоятельства В
ерсальского договора. История очень проста. Первая мировая война тянул
ась и тянулась; было вполне очевидно, что немцы проигрывают. И тут у Д
жорджа Кри-ла (George Creel), специалиста по связям с общественностью,
возникла идея (прошу не забывать, что этот человек был дедушкой совре
менной концепции связей с общественностью). Идея была такова: возможно
, немцы сдадутся, если мы предложим им мягкие условия прекращения воен
ных действий. Он составил такой пакет мягких условий, согласно которым
не предполагалось карательных мер. Эти условия были изложены в четырн
адцати пунктах. Эти "Четырнадцать пунктов" Крил передал президенту Вил
ьсону. Если вы собираетесь кого-то обмануть, вам лучше выбрать в посла
нцы честного человека. Президент Вильсон был гуманитарием и почти пато
логически честным человеком. Он детально разработал эти пункты в много
численных речах: "Не будет аннексий, не будет контрибуций, не будет ка
рательных мер..." и т.д. И немцы сдались.