СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Например, в английских сообществах существует очень интересная тенденц
ия к формированию троичных (ternary) систем, таких как "родители - нян
я - ребенок", "король-министры - народ", "офицеры - унтер-офицеры - ря
довые" [6]. Важно отметить, что эти "троичные" системы не являются ни
"чистыми иерархиями", ни "треугольниками". "Чистая иерархия" - это пос
ледовательная система, члены которой не сталкиваются лицом к лицу, есл
и они разделены некоторым промежуточным членом. Другими словами, это т
акая система, в которой вся коммуникация между А и С происходит через
В. Под "треугольником" мы имеем в виду тройственную (threefold) систем
у без последовательных свойств. "Троичная" система "родители - няня -
ребенок" очень сильно отличается от обеих этих форм. Она содержит посл
едовательные элементы, однако между первым и третьим членами контакт л
ицом к лицу случается. Сущность функции среднего члена состоит в дисци
плинировании и инструктировании третьего члена относительно форм повед
ения, которые он должен принять в своих контактах с первым членом. Нян
я учит ребенка, как ему вести себя со своими родителями, точно так же
как унтер-офицер дисциплинирует и учит рядового, как тот должен вести
себя с офицерами. В психоаналитической терминологии процесс интроекции
осуществляется косвенно, а не под прямым воздействием личности родите
ля на ребенка (подробнее об этом см.: Mead, 1940; Roheim, 1934). Тем н
е менее контакты лицом к лицу между первым и третьим членами очень важ
ны. В этой связи мы можем указать на жизненно важный ежедневный ритуал
в британской армии, когда дежурный офицер опрашивает собранных рядовы
х и унтер-офицеров, нет ли у них каких-либо жалоб.
6 Четвертая инстанция этого тройственного паттерна наблюдается в некот
орых крупных закрытых средних школах для мальчиков вроде Чар-терхауза,
где власть поделена между более спокойными, лощеными, интеллектуальны
ми лидерами ("наставниками") и более грубыми, крикливыми, атлетичными
лидерами (капитаном футбольной команды, старшим по комнате и т.д.). Об
язанности последних состоят в том, чтобы младшие "летели пулей" на зов
"наставника".
Несомненно, полное обсуждение английского характера должно включать на
ряду с биполярными и троичные паттерны.
Симметричные лейтмотивы
До сих пор мы рассматривали только то, что назвали "комплементарными"
паттернами отношений, т.е. ситуациями, когда паттерн поведения на одно
м полюсе отношений отличается, но находится в соответствии с паттерном
на другом полюсе (например, доминирование/подчинение). Однако существ
ует категория человеческого межличностного поведения, не укладывающаяс
я в это описание. В дополнение к контрастирующим комплементарным патте
рнам нам следует распознавать существование последовательностей симмет
ричных паттернов, при которых люди отвечают на то, что делают другие,
тем, что сами делают нечто подобное. В особенности мы должны рассмотре
ть те соревновательные [7] паттерны, при которых индивидуум или фуппа
А стимулируется к усилению любого вида поведения фактом восприятия уси
ления того же поведения (или большего успеха в этом виде поведения) у
индивидуума или группы В.
7 Термин "сотрудничество", иногда используемый как противоположность "
соревнованию", покрывает очень широкое разнообразие паттернов, одни из
которых симметричны, а другие комплементарны, некоторые биполярны, а
другие таковы, что в них сотрудничающие индивидуумы в основном ориенти
рованы на некоторую личную или безличную цель. Можно ожидать, что тщат
ельный анализ этих паттернов даст нам словарь для описания других видо
в национальных характеристик. В данной статье попытки такого анализа н
е предпринимаются.
Контраст между соревновательными системами поведения и системами компл
ементарного доминирования/подчинения чрезвычайно важен для любого обсу
ждения национального характера. В комплементарной борьбе стимулом, под
талкивающим А к увеличению усилий, является относительная слабость В.
Если мы хотим заставить А стушеваться или сдаться, мы должны показать
ему, что В сильнее. Фактически структура комплементарного характера мо
жет быть суммирована выражением "задира-трус", предполагающим комбинац
ию этих характеристик в личности. Симметричные соревновательные систем
ы - почти точная функциональная противоположность комплементарных. Зде
сь стимулом, вызывающим большие усилия А, является демонстрация больше
й силы или больших усилий В; и наоборот, если мы демонстрируем А, что
В в действительности слаб, А ослабляет свои усилия.
Вероятно, что эти два контрастирующих паттерна в равной степени потенц
иально присутствуют у всех человеческих существ. Однако ясно, что инди
видуум, который ведет себя двумя способами одновременно, рискует впаст
ь во внутреннее замешательство и конфликт. Следовательно, у различных
национальных групп разработаны различные методы разрешения этого проти
воречия. В Англии и в Америке, где дети и взрослые подвергаются почти
беспрерывному напору неодобрения, когда бы они ни выказывали комплемен
тарные паттерны, они неизбежно приходят к принятию этики "честной игры
". Отвечая на вызов, они не могут, не испытав вины, дать пинка побитой
собаке [8]. Для "британской морали" Дюнкерк был стимулом, а не депрес
сантом.
8 Тем не менее возможно, что в отдельных частях этих наций комплемента
рные паттерны встречаются достаточно часто, особенно среди групп, пост
радавших от длительной неуверенности и утраты безопасности (например,
среди расовых меньшинств, в "депрессивных" районах, на бирже, в полити
ческих кругах).