СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Забыванием очень трудно управлять. Не удается произвольно забыть обиду
, поражение, несчастную лю¬бовь. Это происходит потому, что, приказыва
я себе за¬быть, человек непроизвольно припоминает то, что хочет забыть
, и тем самым укрепляет воспоминание. Поэтому сознательная заинтересов
анность в забывании только ме¬шает делу. В жизни случаи забывания иног
да связаны и с частичным выполнением намерения, когда именно запись ве
дет к забыванию. В этой ситуации запись дей¬ствует почти как выполнени
е намерения, как разряжение напряжения. Человек надеется на то, что за
пись своевре¬менно напомнит и этим ослабляет внутреннюю потреб¬ность н
е забыть.
Эффект запоминания повышается, если предлагаемый материал не перегруже
н аргументами. Излишнее уточ¬нение может вызвать защитную реакцию и да
же сопро¬тивление. Напротив, вывод, сделанный самостоятельно, способст
вует удержанию сообщения в памяти. Чем больше уже известных фактов при
водится, тем более предска¬зуемо продолжение, что вызывает у слушателя
ощущение банальности. Вместе с тем, вводя в беседу элементы нового, н
ужно использовать оптимальную их дозу, так как абсолютная новизна озад
ачивает человека и не укла¬дывается в его памяти.
Традиционное мнение, что запоминание — трудная работа, и обусловливало
малую эффективность обучения. Разумное использование приемов запомина
ния помогает создавать новые методы обучения, включающие уста¬новку, м
отивацию и снятие внутренних барьеров. Одним из таких методов является
метод погружения, существо которого состоит в преодолении установки н
а трудность обучения (об этом подробнее будет сказано в разделе об акт
ивных методах обучения).
*
Итак, память представляет собой систему процессов и состояний, где инф
ормация организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важ
но подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием ин-ф
ормации — ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям.
Поэтому, обращаясь к своей па¬мяти, нельзя рассчитывать найти в ней н
ечто в том же состоянии, в каком оно было в момент запоминания. Сохран
ение — процесс активный: новые сведения, взаи¬модействуя со всем остал
ьным багажом памяти, при¬водят к изменению установок и мотивов и тем с
амым перестраивают все последующее поведение человека.
МЫШЛЕНИЕ
О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый.
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метет?
Ф. Тютчев
Допонятийное и понятийное мышление
Каждый из уже рассмотренных психических про¬цессов по-своему способств
ует независимости восприятия от изменяющихся условий внешней среды. Ка
к уже было показано, при восприятии сформируется образ объекта, которы
й обладает существенной независимостью (константностью) от ус¬ловий во
сприятия. Это свойство позволяет не только локализовать нечто в простр
анстве, но и ответить на вопрос: что локализовано и где локализовано,
т. е. вычле¬нить информацию о метрических характеристиках объекта и фо
на.
Активное движение — непременное условие формиро¬вания адекватного обра
за восприятия. С его помощью объект расчленяется, и информация о после
довательности элементов поступает в память для анализа. По мере развит
ия восприятия относительное движение восприни¬мающего органа (например
, глаза) и воспринимаемого объекта постепенно замещается другим механи
змом, ко¬торый обеспечивает относительное изменение воспри-нимающего о
ргана и объекта восприятия, но не с по¬мощью механического перемещения
, а посредством пе¬риодического изменения чувствительности воспринимаю
¬щей системы [86, 88]. При этом адекватное восприятие становится возмо
жным не только при неподвижном объекте, но и при неподвижном органе во
сприятия. Та¬ким образом, снимается еще одно ограничение условий воспр
иятия — необходимость взаимного перемещения субъекта и объекта. Замена
механического перемещения эквивалентным изменением чувствительности с
ущественно повышает скорость восприятия.
Следующий шаг в снятии ограничений определяется использованием информа
ции о преобразованном в па¬мяти образе восприятия, вызываемом из нее д
ля при¬нятия решения — вторичном образе или представлении.
140