СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Часть информации из мгновенной памяти попадает в кратковременную. Особ
енностью этой формы памяти по сравнению с мгновенной является то, что
она мо¬дально не специфична. Объем кратковременной памяти
88
невелик и исчисляется в некоторых переменных обоб¬щенных структурных е
диницах (7±2 ед.), а время хра¬нения составляет несколько минут. В кра
тковременном хранении информация по сравнению с мгновенным следом уже
существенно перерабатывается. Она представляет собой последовательност
ь фрагментов кодов, посту¬пающих из мгновенной памяти. Каждый находящи
йся в кратковременной памяти фрагмент постепенно вытес-няется вновь по
ступающей информацией, однако это вы¬теснение можно предотвратить и уд
ержать информацию с помощью повторения. Таким образом, для кратковре¬м
енной памяти уже возможно произвольное управление с помощью повторения
, а также символизации. Инфор¬мация, хранящаяся в кратковременной памя
ти, может быть нарушена в меньшей степени, чем в мгновенной памяти, за
счет большей длительности сохранения и вслед¬ствие перевода первичной
информации в символьную форму.
Поскольку объем кратковременной памяти ограничен, информация из нее по
сле перекодирования выводится в промежуточную (буферную) память, в кот
орой она сохра¬няется до тех пор, пока не появится возможность перевес
ти ее на долговременное хранение. Время хранения в проме¬жуточной памя
ти исчисляется часами. Важной особен¬ностью промежуточной памяти являе
тся следующее: если в течение нескольких суток она не очищается, то ор
ганизм принудительно отключается от приема информации из внешней среды
. Есть основания предполагать, что инфор¬мация из промежуточной памяти
переводится в долговре¬менную не прямо, а через кратковременную памят
ь. Сначала фрагмент информации переводится из промежу¬точной памяти в
кратковременную, где он вторично оцени¬вается и обобщается, и только з
атем адресуется в соот¬ветствующую часть долговременной памяти. Процед
ура повторяется с новым фрагментом, извлекаемым из проме¬жуточной памя
ти, и т. д. Процессы очищения промежу¬точной памяти происходят в основ
ном во сне и, вероятно, этим в значительной степени определяется его с
пецифика и назначение [86].
Объем долговременной памяти практически неограни¬чен, так же неогранич
ено и время хранения информации в ней. При необходимости использовать
информацию из долговременной памяти она должна вновь переводиться
89
в кратковременную. Доступность информации в долговре¬менной памяти, в
озможность произвольного и непроиз¬вольного припоминания определяются
в значительной сте¬пени уровнем ее организованности и личностной значи
¬мости для человека. Информация в долговременной па¬мяти непрерывно пр
еобразуется, и предполагается, что она не повреждается, а затруднения
в воспроизведении связаны с нарушениями доступности. Человек, обучаясь
в течение всей жизни различным способам организации информации, тем с
амым как бы повышает ее доступность и облегчает ее припоминание. Так к
ратко может быть описана последовательность процессов преобразования и
нформации в памяти от чувствительных входов до долго¬временного хранил
ища.
Заключая этот раздел, полезно подчеркнуть, что па¬мять следует рассмат
ривать «не только как продукт де¬ятельности, но и как важнейший фактор
ее организации и регуляции на всех этапах осуществления, где системо-
образующим фактором является представление ожидаемо¬го результата пост
авленной цели, а наличие обратной свя¬зи обусловливает замкнутый конту
р ее регулирования» [42, с. 21].
Мгновенная и кратковременная память
Мгновенная память. Уже давно обнаружено, что сиг¬нал, как зрительный,
так и слуховой, субъективно воспри¬нимается как воздействующий несколь
ко мгновений после того, как он отзвучал или уже не демонстрируется. И
нер-ционность входов, продлевающая для нас воздействие сигналов, получ
ила специальное название — мгновенная память. Она обладает очень корот
ким временем полного сохранения—0,3—1,0 с. Мгновенная память—это пер¬в
ый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассив
но, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно
точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Оста¬нов
имся лишь на мгновенной зрительной — иконической — памяти. Информация
представлена в ней прак¬тически в своей исходной форме и поэтому больш
ое влия¬ние на нее оказывают условия предъявления: освещение, предшест
вующие и следующие за данным сигналом воз¬действия на данный вход и дл
ительность предъявления.
90
Объем мгновенной памяти существенно больше, чем кратковременной. Экспе
рименты Сперлинга [251] пока¬зали, что с помощью иконической памяти ис
пытуемый по¬лучает и удерживает короткое время (до 0,5 с.) значитель¬н
о больше информации, чем может затем воспроизвести. Однако разрушение
этого большого объема следов проис¬ходит очень быстро. Иконическая пам
ять — это, по су¬ществу, сохраняющаяся некоторое время зрительная кар¬
тина. Такой след угасает быстрее, чем человек успевает назвать все пре
дъявленные ему стимулы.
Как было отмечено, полное сохранение зрительной кар¬тины в иконической
памяти ограничивается долями секун¬ды, но встречаются люди, у которых
этот период много длиннее (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они
об¬ладают способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пусто
м экране картину или предмет, который пе¬ред тем находился перед их гл
азами, но уже не экспони¬руется. Известны художники, которым было дост
аточно смотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего
они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохран
яя образ модели со всеми ее деталями. Среди прославленных художников э
йдетиками были русский живописец Н. Н. Ге и французский — Гюстав Доре.
Л. С. Выготский считал, что эйдетизм является совершенно закономерной
и необходимой фа¬зой в развитии памяти, представляя собой гипертро¬фи
рованное выражение иконической памяти, так ска¬зать, элемент задержки
развития памяти на этой ста¬дии [69].
Обращаясь к биологической и психологической зна¬чимости этой формы пам
яти, прежде всего следует отме¬тить, что она обеспечивает слитное восп
риятие внешнего мира. Совершенно очевидно, что непрерывные движения гл
аз, моргание и ряд других факторов неизбежно привели бы к тому, что во
спринимаемая картина мира непрерывно мелькала и прерывалась. Условия с
лияния сигналов до перерыва с пришедшими после перерыва создает некото
-рая задержка сигналов на входах (инерционность), чем и обеспечивается
сохранение для человека стабильного ми¬ра. Так, при просмотре кинофил
ьмов и телевизионных пе¬редач именно она обеспечивает непрерывность во
сприятия, аналогично экоическая память обеспечивает непрерыв¬ность вос
приятия музыкальных произведений.
91
История развития кинематографа хорошо демонстри¬рует прогресс знаний
по инерции зрения. Старое кино со скоростью протяжки 18 кадров в секун
ду недостаточно учитывало меру инерционности зрения, и поэтому теперь,
когда мы смотрим старые фильмы, хорошо заметны мель¬кание и неестеств
енность движений, отсутствие плавности и слитности. Только когда увели
чили скорость протяжки до 24 кадров в секунду, движение стало восприни
маться адекватно. В этом случае кадры сменяют друг друга в та¬ком темп
е, что если один кадр в секунду вырезать и сде¬лать пустым, то человек
этого не заметит. Были проведены эксперименты, при которых в кинолент
у с некоторым фильмом каждым 25-м кадром вкрапливался другой фильм. Зр
ители совсем не замечали этого и не отдавали себе отчет в том, что лен
та имеет какие-либо особенности. Эти же эксперименты показали, что инф
ормация о втором вкрапленном фильме не осознается, но тем не менее она
накапливается в подсознании и может проявиться в изме¬нении поведения
. Так, если сюжет второго фильма содер¬жал рекламу мороженого на фоне
знойной пустыни, то было отмечено резкое повышение числа купивших моро
же¬ное среди просмотревших комбинированную киноленту [323].
Мгновенная память обеспечивает задержку изменения состояния чувствител
ьного входа под воздействием сигна¬лов, что создает возможность локали
зовать объект в про¬странстве, и тем самым возникает предметная отнесе
нность образа, но ни константность, ни обобщенность еще не формируются
. В. П. Зинченко считает полезным раз¬делять интервал мгновенной памят
и на два подынтервала. Первый—длительностью 100 мс—он называет сенсор¬
ной памятью и оставляет за ней функцию локализации объекта в пространс
тве, а второй—до 800—1000 мс— соотносит с периодом организации предмет
ной отнесенности как подготовкой к процессу символизации в кратко¬врем
енной памяти [1, 111-Кратковременная память. Информация о внешнем объе
кте попадает из мгновенной памяти в кратковремен¬ную. Хранилищ мгновен
ных следов несколько — столько, сколько модальностей: иконическое, эко
ическое и т. д. Кратковременное хранилище — единственное и имеет огран
иченный объем, поэтому оно не может вместить ин¬формацию от всех входо
в одновременно. Приоритет опре-
92
деляется направленностью внимания в данный момент. Таким образом, если
на данный вход перенесено внима¬ние, то информация с него заполняет к
ратковременную память. Эта форма памяти по ряду свойств отличается от
мгновенной: во-первых, другим механизмом сохране¬ния, во-вторых, други
ми формами преобразования инфор¬мации, в-третьих, другим объемом и, на
конец, иными спо¬собами продления срока сохранения. Поскольку храни¬ли
ще кратковременной памяти общее для всех входов, то информация в ней т
еряет разнообразие чувственной спе¬цифичности (зрительную, слуховую и
т. д.) и представлена абстрактным последовательным кодом. Сохранение в
крат-ковременной памяти связано не столько с одновремен¬ным состояние
м некоторых структур (как в долговремен¬ной памяти), сколько с быстрот
екущим последователь¬ным процессом.
Обнаружили, что все известные воздействия, вызы¬вающие забывание недав
них событий, изменяли также электрическую активность центральной нервн
ой системы, нарушая динамику циркуляции импульсов по нейронным путям.
Установили, что, чем меньше времени проходит между обучением и вмешате
льством повреждающих или отвлекающих факторов, тем больше нарушается и
нфор¬мация в кратковременной памяти. Для объяснения этих фактов была в
ыдвинута гипотеза консолидации [377]. Существо гипотезы состоит в том,
что динамический про¬цесс в субстрате кратковременной памяти продолжа
ется некоторое время (период консолидации), за которое на-капливаются
структурные изменения в нейронах, обеспе¬чивающие в дальнейшем сохране
ние следа в долговремен¬ной памяти. Через некоторое время после поступ
ления новой информации (обучения) вызванный динамический процесс естес
твенным образом прекращается, и после это¬го сохранение следа осуществ
ляется структурными изме¬нениями долговременной памяти, поэтому воздей
ствия, на¬рушающие сохранение следа по окончании консолидации, не спос
обны его разрушить, коль скоро след переведен в долговременное хранени
е. Если искусственно прекратить динамический процесс в интервале консо
лидации, то вели¬чина потерь будет зависеть от момента обрыва процесса
. Период консолидации сильно варьирует в зависимости от сложности навы
ка и характера воздействия, но не превы¬шает часа. Известно, что если
через несколько минут после