СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
93
обучения дать наркоз или подвергнуть человека кисло¬родному голоданию
, то запоминание ухудшается. Интерес¬но отметить, что влияния подобных
разрушающих фак¬торов суммируются.
Таким образом, временной интервал кратковременной памяти определяется
накоплением структурных изменений в субстрате долговременной памяти, д
остаточных для дальнейшего неограниченно длительного сохранения ин-фор
мации.
Одним из воздействий, нарушающих сохранение ин¬формации в кратковремен
ной памяти, является травма. Обнаружено, что человек забывает события,
непосред¬ственно предшествовавшие травме. Это свойство получило назва
ние ретроградной амнезии. А. Р. Лурия приводил на лекциях следующее на
блюдение. Из памяти мотоцик¬листа, попавшего в аварию на 78-м километр
е дороги, вы¬пали все события, начинавшиеся с 64-го километра пути. По
скольку он ехал со скоростью 60 км/ч, то травма при¬вела к тому, что в
его памяти не закрепились следы впе¬чатлений, возникшие за 10—15 мину
т до травмы. Трав-матическое воздействие, случившееся в течение этого
про¬межутка времени, нарушило консолидацию.
Описанные факты были толчком для специальных экс¬периментов, проведенн
ых Ф. Д. Горбовым [84]. Испытуе¬мый помещался перед окошечком, через к
оторое последо¬вательно проходили цифры с алгебраическими знаками (+4,
— 1, — 8, +5 и т. п.), и должен был произвести соот¬ветствующие арифм
етические операции, прибавляя данное число к результату ранее полученн
ых операций или вы¬читая из него соответствующее число. Естественно, ч
то для выполнения этой задачи он должен был прочно удержи¬вать в кратк
овременной памяти следы ранее полученного результата. Внезапно испытуе
мый подвергался действию «шока» в виде яркой световой вспышки. В этих
случаях испытуемый, как правило, «забывал» только что получен¬ный резу
льтат и начинал отсчет не с последнего, а с пред¬шествующего числа. Эт
от опыт показывает, что даже незначительное, но внезапное воздействие
«стирает» пред¬шествующие следы, устраняя условия, необходимые для их
консолидации.
Из памяти всегда стираются самые последние собы¬тия, случившиеся в опр
еделенный промежуток времени, непосредственно предшествующий травме, т
. е. ретроград-
94
ная амнезия является избирательной по отношению ко времени события и н
е избирательной по отношению к его содержанию: важно только, как близк
о событие к моменту травмы, и неважно, каково оно. В период выздоровле
ния человека после травмы восстановление начинается с при¬поминания бо
лее ранних событий и постепенно распростра¬няется на более поздние, ча
сто так и не достигая инфор¬мации, связанной с самой травмой, а часть
информации забывается необратимо.
Имеются данные об избирательном повреждении про¬цессов кратковременной
памяти при практической неуяз¬вимости долговременной [152]. Например,
у больных при корсаковском синдроме наблюдается полная сохранность не
медленного (через несколько секунд) воспроизведения предъявленного мат
ериала (цифр, короткого рассказа, рисунков) и очень быстрое (через 3—5
минут) забывание этого материала. Через 5 минут человек еще может пер
е¬дать основное содержание рассказа, через 10 минут он помнит лишь фак
т его предъявления, но при подсказке может кое-что воспроизвести, а че
рез 20—30 минут не пом¬нит даже факта предъявления рассказа, и подсказ
ка не помогает воспроизведению. Поведение таких людей не¬обычно: выйдя
из палаты в больнице, они не могут вспом¬нить дорогу назад и каждый д
ень заново знакомятся с лечащим врачом. Предполагают, что в этих случа
ях на¬рушается способность переводить новый материал из крат¬ковременн
ой памяти в долговременную, в результате чего большинство текущих собы
тий не воспроизводится, но при этом могут без затруднений вспоминаться
события и зна¬ния из предшествовавших заболеванию периодов жизни.
Специалист по исследованию памяти Прибрам, желая подчеркнуть специфику
повреждаемости кратковременной памяти, однажды привел в докладе такой
шуточный при¬мер. «Представьте себе,— сказал он,— что вы только что п
ознакомились с девушкой, и она вам чрезвычайно понра¬вилась. Вы делает
е с ней несколько первых шагов, и вот неприятность! Она встречает како
го-то другого мужчину и дает ему свой домашний телефон. Что нужно дела
ть в этом случае? Немедленно дать ему пощечину! Конечно, вы будете име
ть неприятности от дамы сердца, но зато смо¬жете спать спокойно. Если
вы исполните эту акцию сразу, то я вам ручаюсь, что телефона он не зап
омнит, а если за¬мешкаетесь, то такой надежности уже нет».
95
Таким образом, предполагается, что в первой фазе пос¬ле поступления и
нформации след хранится в динами¬ческой форме и очень легко поддается
различным влия¬ниям. За период консолидации след упрочивается и не под
дается даже таким сильным влияниям, как глубокий наркоз, электрический
шок, клиническая смерть.
Объем кратковременной памяти. Многие особенности поведения человека св
язаны с малой емкостью кратковре¬менной памяти. Даже такая простая зад
ача, как запоми¬нание номера телефона, перенапрягает память большин¬ст
ва людей — они вынуждены, набирая номер, обращать¬ся к записной книжке
. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковреме
нной памяти, огра¬ничено. Как установил Миллер, оно измеряется не в аб
со¬лютных, а в структурных единицах и равно 7±2. Миллер приводил по эт
ому поводу такую отдаленную аналогию. «Это похоже на то, как если бы н
ам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить
только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монет
ы пенсами или серебряными долларами. Процесс организации и реорганизац
ии представляет собой всепроникающую отличительную черту человека, и э
тот процесс мотивируется, по крайней мере отчасти, стрем¬лением наилуч
шим образом использовать способности на¬шей памяти» [187, с. 141]. Чел
овек может увеличить ко¬личество информации, которую он способен удерж
и¬вать в кратковременной памяти, путем перекодирова¬ния этой информаци
и в новые структурные единицы (рис. 7).
Оперативные единицы зависят от способности человека организовать воспр
иятие информации. Установлено, что отдельная буква воспроизводится луч
ше, чем две, а две — лучше, чем три. Если же сочетание букв образует з
нако¬мое слово, то оно воспроизводится так же хорошо, как одна буква,
независимо от числа входящих в него букв. Показано, что улучшает запом
инание не только органи¬зация букв в слова. Даже тогда, когда предъявл
яемые бессмысленные слоги произносятся как связная, ритми¬чески органи
зованная последовательность (псевдопредло¬жение), среднее число запоми
наемых испытуемым слогов увеличивается. Все формы организации материал
а по¬зволяют сжать большой объем информации в меньшее число структурны
х, или оперативных, единиц.
96
Рис. 7. Изменение обобщенности оперативных единиц восприятия в процесс
е обучения при том же объеме кратковременной памяти (окно).
Многие люди замечают необычайную популярность числа семь, которое вошл
о во многие поговорки. В книге С. М. Иванова [113] приведена целая кол
лекция, напри¬мер: «Семь раз примерь — один отрежь», «Семь бед — один
ответ», «Семеро одного не ждут», «Семь пядей во лбу». Еще в Ветхом Зав
ете говорилось о семи днях тво¬рения, семи коровах тучных и семи тощих
, семи смертных грехах. Еще раньше, по древним преданиям второго ты¬ся
челетия до нашей эры, судьбами древних шумеров тоже распоряжались семь
богов и богинь, а когда шумер уми¬рал, он входил в подземное царство
через одно из семи врат, где его ожидал один из семи судей. Все эти пр
имеры говорят, по-видимому, о глубинном отражении в языке и мышлении «
магического» числа семь, соотносимого те¬перь с ограничением объема кр
атковременной памяти.