СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
И молодость по-прежнему права.
О. Берггольц
Особенности психологии юношеского возраста
Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных п
ериодов, каждому из ко¬торых соответствует расцвет определенных психи-
ческих функций и свойств личности. Последова¬тельное формирование инте
ллекта, логической памяти, произвольного внимания, высших эмоций — все
это преображает не только внешний облик человека, но и весь рисунок е
го поведения. Изучением законо¬мерностей психического развития в каждо
м возрасте занимается специальная отрасль психологии — возраст¬ная пси
хология. Смягчение возрастных кризисов, опти¬мальное использование наи
лучших периодов для раз¬вития тех или иных способностей, т. е. пониман
ие того, чему и как надо учить и какой стиль общения лучше воспринимае
тся в каждом возрасте,— вот кратко круг проблем, которыми она занимает
ся.
Некоторые из них частично нами уже затрагивались. Так, рассматривая св
ойства внимания, мышления, эмо¬ций, сознания, мы с разных сторон обсуж
дали роль детских игр в формировании высших психических функ¬ций, в ча
стности, в разделе о мышлении выделяли среди фаз овладения подростком
мыслительными операциями фазу философской интоксикации. Ее суть в том,
что, обретая легкость и удовольствие в использовании мысли¬тельных оп
ераций, он становится чрезмерно склонным к обобщениям и абстракциям и
строит множество новых теорий. Упоминали мы и о возрастной зависимости
раз¬вития логической памяти от овладения ребенком раз¬личными способа
ми категоризации материала.
В данном разделе представлены те этапы развития человека, которые выяв
ляют ключевые особенности каж¬дого возрастного периода. Подробнее буду
т рассмот¬рены два возрастных периода — юношеский и зрелого возраста.
Психические функции, направленно формируемые обучением и воспитанием,
корректируют и направляют поведение, кроме того, человек в течение жиз
ни непре¬рывно расширяет круг общения.
364
Новые контакты порож¬дают новые способы общения и нередко ведут к изме
нению иерархии ценностей, и, наконец, на поведение влияют индивидуальн
ые особенности личности.
В основе разделения возрастного развития на этапы во всех современных
системах лежит идея о новооб¬разованиях Л. С. Выготского [72]. Он счит
ал, что на¬блюдаемые в поведении человека особенности, нашедшие свое о
тражение в представлениях об этапности или ста¬дийности развития, связ
аны с тем, что изменяющиеся формы взаимодействия с внешней средой поро
ждают новые грани психических процессов, а те, в свою очередь, обеспеч
ивают включение в более сложные формы взаимо¬действия и т. д. Развивая
этот подход, Д. Б. Эльконин [310] разработал периодизацию возрастного
становления на базе смены ведущих типов деятельности по мере взрослен
ия: общение — игра — учеба — труд. Близкую идею развивает и Л. И. Божо
вич. В основу она положила смену ведущей мотивации. С ее позиции, веду
щий мотив в младшем школьном возрасте — стремление утвердиться в полож
ении школьника, в среднем — завоевать положе¬ние в коллективе, а в ста
ршем формируются мотивы, определяющие перспективы дальнейшего саморазв
ития.
Суммируя наблюдения различных психологов, попы¬таемся пунктирно обрисо
вать особенности каждого воз¬раста. В основном будем опираться на опис
ания Гезелла [344, 345] и И. С. Кона [133, 134, 135]. Считается, что д
есять лет — это возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает
жизнь, доверчив, ровен с родителями, еще мало заботится о своей внешн
ости. В одиннадцать лет (с началом полового созревания) меняется повед
ение, подросток становится более импульсивным, демонстри¬руя частую см
ену настроения, он нередко ссорится со сверстниками. Поскольку именно
в этом возрасте наблю¬дается развитие волевой сферы, постольку авторит
арность со стороны родителей и педагогов воспринимается уже иначе, чем
в детстве. Если взрослые не хотят обсуждать с подростком своих указан
ий, а прямым нажимом тре¬буют их исполнения, то это может привести к н
екоторому негативизму. В этом возрасте особенно болезненно пе¬реноситс
я стиль воспитания, подавляющий активность и инициативу, однако и изли
шняя свобода — тоже еще непосильный груз.
365
Безапелляционная требовательность и неуважение родителей к своим детям
приводят к не¬желанию общаться с ними и порождают у подростков замкну
тость и лживость, способствуя формированию забитого, пассивного, не ув
еренного в своих силах че¬ловека. Подросток, воспитанный в атмосфере ж
есткого контроля и непрерывной опеки, вырвавшись из-под роди¬тельского
крыла, оказывается беспомощным и чрезвы¬чайно зависимым от посторонне
го влияния. Чрезмерная регламентация со стороны взрослых в этом возрас
те при-водит к тому, что он становится несамостоятельным, у него повыш
ается агрессивность, а чрезмерная свобода порож¬дает у него асоциальны
е, эгоистические тенденции в по¬ведении, бессистемность и беспорядочно
сть. Напротив, доверительность в отношениях между родителями и под¬рос
тком развивает у него самоуважение, чувство соб¬ственного достоинства,
помогает снимать напряжение, усиливает чувство безопасности и эмоцион
ального ком-форта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с др
угими людьми.
Избыточная регламентация проявляется прежде всего в различного рода за
претах взрослых. Любопытный ана¬лиз того, кто из членов семьи что запр
ещает детям, про¬веден в работе Т. А. Репина: запреты, касающиеся безо
пасности подростка, составляют 42%, направленные на сохранение вещей и
порядка в доме — 28, связанные с охраной покоя взрослых — 22, а запре
ты нравственного характера, не затрагивающие непосредственных интере¬с
ов семьи,— всего 8%. При этом матерей больше всего волнует безопасност
ь ребенка и сохранение вещей и поряд¬ка в доме, отцов — охрана собстве
нного покоя, бабушек и дедушек — безопасность ребенка.
Оппозиция подростка ко всему, что навязывается и избыточно регламентир
уется, часто ведет к тотальному отрицанию ценностей и авторитетов. Нап
ример, нежела¬тельно требовать от него немедленного исполнения своих п
риказаний. Иногда следует предоставить ему возмож¬ность сначала законч
ить свои дела, даже если на взгляд взрослого они незначимы, ведь подро
стку они кажутся важными, а проявление внимания к ним со стороны взрос
лых повышает его самоуважение и приучает его завершать начатое дело. П
опутно отметим, что приемы, которыми родители добиваются желаемого пов
едения
366
своих детей, различны. А. С. Макаренко [179] обратил внимание на ряд с
пособов формирования ложного роди¬тельского авторитета: подавление ини
циативы детей роди¬тельской властью, сохранение жесткой дистанции межд
у собой и детьми, педантичная требовательность, бесконеч¬ное резонерст
во о том, что следует и чего не следует делать, и достижение нужного п
оведения детей подкупом. Всем этим подходам он противопоставлял истинн
ый авто¬ритет, опирающийся на любовь, доброту и уважение к своим детям
.
В двенадцать лет импульсивность у подростка частич¬но сглаживается и о
тношение к миру становится более положительным. Растет его автономия в
семье и одно¬временно усиливается влияние на него сверстников. Он охо
тно проявляет инициативу, начинает заботиться о своей внешности и инте
ресоваться представителями противопо¬ложного пола. Интенсивное развити
е логической памяти и мышления определяет главные черты этого возраста
: разумность, терпимость и юмор.