СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Напомним, что целенаправленно можно повлиять только на то, что остаётс
я в поле сознания а автоматизи¬рованные и автономные действия управляю
тся подсозна¬тельно и находятся вне сферы волевых решений. Поэто¬му кл
ючевая задача самоуправления — осознать причины подсознательно направл
яемого поведения. Критическое отношение возможно лишь к осознаваемой и
нформации, так как только осознание создает возможность выбора поступк
ов и переживаний. Известный психолог Фресс писал: «С того момента, как
мы начинаем отдавать себе отчет в ситуации, мы уже перестаем быть пре
жними. Мужчина, который отдает себе отчет в своей одержи¬мости, женщин
а, которая поняла, что нелюбима, рабочий, который осознал себя пролета
рием,— все они уже не те, что были прежде, по крайней мере в той облас
ти, в ко¬торой это стало новым условием их поведения»[по 226, с. Ж.].
Действие механизмов психологической защиты направлено на сохранение вн
утреннего равновесия путем вытеснения из сознания всего того, что серь
езно угро-
282
жает системе ценностей человека и вместе с тем его внутреннему миру. В
то же время не упустим из виду, что исключение из сознания подобной и
нформации меша¬ет самоусовершенствованию человека. В данном контексте
важно сконцентрировать внимание на том, что защитные механизмы поддерж
ивают внутренний мир человека в не¬которой гармонии с внешним миром не
за счет актив¬ного изменения и преобразования недостатков окружаю¬щег
о мира или собственного характера, а за счет внут¬ренних перестроек, п
риводящих к устранению из восприя¬тия и памяти конфликтной и травмирую
щей информа-ции.
Выступая как предохранительные клапаны, оберегаю¬щие целлостность и га
рмоничность внутреннего мира, механизмы защиты могут приводить в опред
еленных усло¬виях к гиперкомпенсации и тем самым превратиться из защит
ников в препятствия, затрудняющие развитие лич¬ности и снижающие актив
ность жизненной позиции че¬ловека при достижении социально значимых це
лей. Поэ¬тому для целей самоусовершенствования и помощи дру¬гим полезн
о понимать, какими средствами можно в допу¬стимых пределах нейтрализов
ать или ослабить действие защитных механизмов. Однако в каждом конкрет
ном слу¬чае, прежде чем направлять усилия на коррекцию по¬ведения, над
о обнаружить, что оно деформировано вме¬шательством защити.)
Как обнаружить вторжение защиты? Когда человек отклонился от избранног
о курса или, столкнувшись с при¬вычной ситуацией, ведет себя в ней ина
че, нежели рань¬ше. Коль скоро поведение становится необычным и не¬пон
ятным, предположение о влиянии защиты становится более правомерным. Ти
пичные изменения в объяснении своих поступков и в самих поступках могу
т выглядеть следующим образом. Потерпев неудачу, человек срочно снижае
т значимость травмирующего фактора, не заботясь о внутренней непротиво
речивости своей аргументации:
«Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный че¬ловек». Либо он осущ
ествляет перекладывание вины за результаты своих действий на другого,
даже когда всем и ему в том числе очевидно, что вина в том его собстве
н¬ная. Вместе с попытками уменьшить диссонанс между желаниями и достиж
ениями человек по непонятным для окружающих причинам уходит от ситуаци
й и информа-
283
ции, которые могли бы усилить неприятное переживание этого расхождения
. Избегание подобных ситуаций прояв¬ляется в неожиданном уходе из семь
и, изоляции, от¬чуждении от профессиональной группы.
Под влиянием защиты поведение человека может ста¬новиться нелепым, поя
вляются причудливые объяснения, неадекватность прогноза возможных посл
едствий своих действий. Одним словом, человеку изменяет его обычная ло
гика. В чем причина? Она в том, что защита транс¬формирует способы ана
лиза собственных мотивов и по¬ступков, поскольку такая измененная логи
ка позволяет оправдаться перед собой, перед кем-то, удовлетворить глуб
инные, но социально порицаемые тенденции. Под¬черкнем: в данном случае
речь идет не о преднамерен¬ном обмане, а о непреднамеренной ошибке, к
оторую чело¬век не замечает и в глубине души замечать не хочет. Отклон
ения в трактовке мотивов и реальных побужде¬ний провоцируются определе
нным переживанием, непри-емлемым для собственных осознанных установок.
Оно мо¬дифицирует сознание, выступая в нем под маской моти¬вов иного
рода, субъективно оцениваемых положительно и приемлемых для человека,
но объективно толкающих на отклоняющееся от личных или социальных норм
по¬ведений.
Итак, возникло предположение, что человек попал в трудную ситуацию и в
озможно его мировосприятие иска¬жено каким-либо защитным механизмом. В
подобных си¬туациях иногда целесообразно массированно и искренне подд
ержать его, похвалить, поднять человека в его соб¬ственных глазах и во
мнении окружающих. Упреки даже за фактически допущенные ошибки демора
лизуют вино¬вного, вселяют в него неуверенность в своих силах. Он начи
нает относиться к неудачам как к неизбежным. Психологические следствия
подобной деморализации мо¬гут проявиться в ожесточении, равнодушии, у
нынии, напряженности. Если обращаться с недостойным человеком так, как
он того заслуживает, то можно испортить его еще больше, обращение с н
им как с достойным спо¬собствует тому, что он делается лучше. В «Брать
ях Кара-мазовых» Ф. М. Достоевского Карамазов-отец говорит: «Ведь если
б я только был уверен, когда вхожу, что меня за милейшего и умнейшего
человека сейчас же примут,— господи! Какой бы я тогда был добрый чело
век!» [101, с. 58] .
284
При получении своевременной под¬держки защита, связанная со страхом ос
уждения, слабе¬ет, человек становится доступнее критике, что дает ему
силы преодолеть свои недостатки. Известно, что лобовые словесные наста
вления не спо¬собствуют коррекции характера, его выравниванию и развит
ию. Более того, жесткая критика, задевая ядро личности, способствует а
ктивизации психологической за¬щиты и затрудняет преодоление недостатко
в. Поэтому щадите самолюбие собеседника: «На вашем месте я бы несомнен
но поступил так же, если бы располагал теми же сведениями. Но, к сожал
ению, вы не полностью или не совсем точно информированы».
Даже если человек уже способен воспринимать кри¬тику, надо помнить о п
редельных усваиваемых дозах расхождения между его позицией и другой —
противо¬стоящей. Когда эти позиции прямо противоположны, усвоение прек
ращается, и вновь включается один из защитных механизмов, и вновь доми
нирует версия, со¬гласно которой тот, кто возражает,— человек глупый,
мало знающий, мало опытный, мало авторитетный, по¬этому его позиция не
значима и может быть отверг¬нута.
Подготовка человека к разумному осознанию его не¬благовидных поступков
сводится к тому, чтобы мелкими шагами изменять его понимание и прогно
з, постепенно подводя его к реальной оценке случившегося. Чем больше н
еожиданность, тем сильнее эмоциональная реакция и тем вероятнее включе
ние защиты. В тех случаях, когда обна¬руживается полное неприятие конт
раргументации, разум¬нее подвигать человека к новой точке зрения, внач
але критикуя частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая
прежде всего элементы объединяющие как более общие, и лишь затем — раз
ъединяющие, пода¬вая их как второстепенные. Здесь полезно использовать
метод Сократа. Он рекомендовал сначала встать на не¬верную точку зрен
ия — вместе с ошибающимся собесед¬ником, изыскать и обсудить ее положи
тельные стороны и на этом основании объявить себя союзником — теперь у
же общей точки зрения. Общаясь с ним дружески, как с союзником, путем
дальнейших рассуждений, взвешивая уже не только «за», но и «против», п
ерейти вместе с ним на правильную точку зрения.
285
Воздействие, направленное на коррекцию наличной по¬зиции, эффективнее,
если советы и рекомендации подаются в несколько общем, незавершенном
виде, особенно при высоком культурном и образовательном статусе собесе
дника. Определенность может быть воспринята как форма давления. Облегч
ение восприятия, лучшее усвоение неоднозначных формулировок происходит
за счет индиви¬дуальной активности самого человека, который доопреде¬
ляет воспринятое, перерабатывает его и придает ему собственную, личнос
тно-значимую, завершенную форму. Вложив свои усилия в понимание, в офо
рмление реко¬мендации, человек становится соавтором идеи, и тогда это
уже не навязанное со стороны, а свое мнение, и тем самым становится из
лишней защита от вторжения посто¬роннего в его внутренний мир.
Важно разобраться, относит ли человек неудачи на счет своих слабых спо
собностей или недостатка за¬траченных усилий. Ведь, как многие предпол
агают, спо¬собности изменить нельзя, поэтому мысль о своих слабых спос
обностях неприятна и имеет тенденцию вытесняться, прекращая активность
. Как показано психологическими исследованиями, в первом случае челове
к быстрее отка¬зывается от попыток осуществить свое намерение. Поэто¬м
у желая поддержать его активность, можно подска¬зать ему: задача очень
сложная и даже от очень спо¬собных людей обычно требует усилий больше
, чем было им затрачено.
При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его по
ведения или аргументации лучше говорить не о них непосредственно, а о
своем восприятии и своих переживаниях в соответствующей ситуации: «Мне
всегда неловко смотреть, когда человек, сидя в транспорте, закрывает
глаза, чтобы не видеть стоящей перед ним старушки»; «Я испытываю неудо
бства, когда слышу подобный, унтер-офицерский юмор» и т. п. В чем преи
мущества такой косвенной критики? Во-первых, труд¬но спорить с человек
ом, который говорит о своих пе¬реживаниях, а не о моих недостатках. Во
-вторых, не исключено, что не все так остро реагируют на подобные недо
статки, и тогда это высказывание не слишком обидно, и можно думать, чт
о я не такой уж плохой человек. Пилюля подслащена, и защита пропускает
информацию, а когда она усвоена, возможно и продолжение: конечно,
286
я человек хороший, но ведь все-таки кому-то неловко, неудобно, так не
стать ли мне еще лучше.