СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Процесс переработки информации в памяти можно представить схематически
следующим образом. Объекты, воздействующие на человека, прежде всего
изменяют состояние его чувствительных входов. Изменение состоя¬ния рец
епторов данного входа происходит с некоторой инерционностью, что и опр
еделяет сохранение первичного следа в течение нескольких мгновений. Та
кой вид со¬хранения называется мгновенной памятью, ее главная особенно
сть заключается в модальной специфичности. (Например, зрительная инфор
мация сохраняется в мгно¬венной памяти в форме одномоментной постепенн
о уга-сающей картины, а звук продолжает как бы звучать еще некоторое в
ремя.) Модальная раздельность сохране¬ния (в соответствии с органом чу
вств) проявляется преж¬де всего в том, что любой обращенный к входу то
й же модальности сигнал интерферирует с хранящимся в мгно¬венной памят
и или необратимо его разрушает. След в мгновенной памяти полностью уга
сает за несколько секунд, и если информация не переводится в другую фо
рму хранения, она теряется необратимо. Информация, сохраняющаяся в мгн
овенной памяти, не поддается произвольному управлению: ее нельзя задер
жать в памя¬ти, воспроизвести и сделать ярче. Она не обрабатывается и
не соотносится с другими сенсорными входами, что проявляется в неконст
антности образа.
Та часть информации в мгновенной памяти, которая попала в фокус вниман
ия, обрабатывается в кратко¬временной памяти. Эта форма памяти, в отли
чие от мгновенной, модально не специфична: т. е. нет отдельно слуховой
, зрительной, осязательной кратковременной памяти.
518
Объем ее невелик и исчисляется в переменных структурных единицах (7±2
ед.), а время сохранения составляет несколько минут. В кратковременном
хранении информация, по сравнению с мгновенным следом, опре¬деленным
образом переработана — она не одномоментна, а представляет собой после
довательность информацион¬ных фрагментов, поступивших из мгновенной па
мяти. Кратковременная память уже допускает произвольное управление — п
родление удержания — с помощью повто¬рения и символизации, она поврежд
ается в меньшей степени, чем мгновенная, как за счет большей длитель-н
ости сохранения, так и вследствие перевода первичной информации в симв
ольную форму.
Все виды уплотнения и обобщения информации позво¬ляют лучше использова
ть ограниченный объем кратко¬временного хранилища. Интересно отметить,
что ограни¬ченный объем кратковременной памяти и короткий ин¬тервал с
охранения информации в ней являются решающи¬ми факторами в осуществлен
ии непрерывного укрупнения единиц информации—категоризации и самих объ
ектов и операций над ними. Это обстоятельство определяет ускорение мыс
лительных операций и автоматизацию на¬выков при обучении. Перекодирова
ние и сжатие расши¬ряют оперативное поле восприятия и позволяют челове
ку решать все более и более сложные задачи [88]. Сохране¬ние следов в
кратковременной памяти связано со спе¬цифической динамикой, и любое на
рушение этого процес¬са непосредственно после введения новой информаци
и необратимо разрушает их [346, 347], поэтому следует всячески оберега
ть следы в период их хранения в крат¬ковременной памяти.
Связующим звеном между кратковременной памятью (с весьма ограниченным
объемом и временем хранения) и долговременной (с практически неогранич
енным объе¬мом и временем хранения) служит промежуточная память. Она —
наименее изученное звено в системе памя¬ти, но, по современным предст
авлениям, ее объем больше, чем у кратковременной памяти, обобщение инф
ормации в ней более сложное, а сохранение связано также с дина¬мически
м процессом, но на других носителях. В проме¬жуточной памяти следы сох
раняются в течение нескольких часов — практически до очередного период
а сна. Важная особенность этой памяти состоит в следующем: если
519
в течение двух-трех суток она не очищается, то человек принудительно
«отключается» — перестает воспринимать информацию из внешней среды. Ес
ть основания пред¬полагать, что информация из промежуточной памяти пер
еводится в долговременную не непосредственно, а через кратковременную
память: сначала фрагмент информации, ограниченный объемом кратковремен
ного хранилища, выводится из промежуточной памяти в крат-ковременную (
там эта информация вторично оценивается и обобщается) и только затем н
аправляется в соответ¬ствующую часть долговременной памяти, после чего
процедура повторяется с новым фрагментом, извлекаемым из промежуточно
й памяти, и т. д. Процессы очищения промежуточной памяти происходят в
основном во сне и, вероятно, этим в значительной степени определяются
его специфика и назначение.
Сон — это периодическое отключение организма от приема информации из в
нешней среды. В период сна происходит много процессов, важных для обра
ботки ин¬формации и поддержания эмоционального здоровья че¬ловека. Отб
ираются и обобщаются наиболее ценные сведения из накопленных в предыду
щий день и пере¬даются на долговременное хранение, проявляются и час¬т
ично разряжаются в сновидениях доминантные очаги и очаги напряженности
, возникшие от личностно зна¬чимых, но скрытых и нереализованных желан
ий и по¬требностей, и тем самым обеспечивается некоторая нор¬мализация
психического состояния. Упорядоченность накопленной за предыдущий пер
иод бодрствования ин¬формации и ее личностная переоценка способствуют
эмоциональному комфорту и определяют субъективное ощущение отдыха посл
е полноценного ночного сна. Хра¬нилище промежуточной памяти при этом о
казывается подготовленным к приему очередной порции информации из внеш
ней среды, а долговременная память пополняется новой информацией.
Объем долговременной памяти практически неограни¬чен, неограничено так
же и время хранения информации в ней: она сохраняется всю жизнь. Если
информация в ней хранится в любом объеме и любое время, то почему чело
век испытывает трудности вспоминания? Основу владения долговременной п
амятью составляют три принципа: включение того, что подлежит запоминан
ию, в цель деятельности
520
(а не в ее средства), пра¬вильная (осознанная) установка на срок сохр
анения и значимость запоминаемого и, наконец, точность само¬инструкции
(в какой форме и в каких ситуациях эти сведения могут понадобиться).
Человек прочно запоминает информацию и облегчает ее вспоминание, испол
ьзуя различные виды ее обработки; формирование укрупненных оперативных
единиц восприя¬тия и сохранение их в памяти позволяют перестроить раб
оту внимания так, чтобы удерживать его только на обобщенных элементах
внешнего и внутреннего поля и тем самым ускорить процесс обучения [88]
. Долговременная память функционирует эффективнее, нужная информация б
ыстрее и точнее выбирается из ее хранилищ у того, кто владеет большим
числом разнообразных навыков класси¬фикации объектов. Все формы органи
зации и категори¬зации материала, включая его в различные связи, об¬ле
гчают тем самым вспоминание, формируя новые пути, по которым можно доб
раться до нужной в данный мо¬мент информации, чтобы ее вытащить.
Легкость вспоминания зависит от эмоциональной оценки информации как в
момент запоминания, так и в мо¬мент припоминания. Обычно затруднено вс
поминание не только того материала, который редко используется, но и т
ого, который не очень нужен или настолько неприятен, что напоминание о
нем грозит нарушением душевного равновесия. Центральные управляющие п
роцессы, влияю¬щие на эмоциональную оценку информации в момент ее восп
риятия, определяют уровень деформации сле¬дов памяти. Если событие вос
принимается человеком в спокойном уравновешенном состоянии, то велика
веро¬ятность того, что возрастание силы и яркости впечат¬ления повысит
прочность следа и четкость вспоминания. Если же восприятие происходит
в экстремальной ситуа¬ции, то рост интенсивности воздействия может пр
ивести к затруднению вспоминания и падению его точности.
В процессе запоминания информации в системах памяти происходит непреры
вное обобщение и упорядо¬чивание поступающего материала и, наконец, за
пись его в связи с ранее накопленным. Мышление, базируясь на операциях
и операторах, сформированных в недрах памяти при оптимизации запомина
ния, продолжает линию развития интеллекта по пути выявления разных фор
м отношения между предметами и явлениями в чистом виде.
521
Мыслительный процесс обогащает наши способности и возможности постигат
ь внешний мир, делая для нас доступными представления о неограниченном
простран¬стве и времени. Если с помощью восприятия человек может реаг
ировать на сигналы в границах, определяемых разрешающей способностью е
го органов чувств, то уже с помощью вторичных образов — представлений,
фор¬мируемых, сохраняемых и преобразуемых в долговре-менной памяти, о
н воспринимает не только то, что в дан¬ный момент реально присутствует
в поле его досягае¬мости. Представление как бы продлевает для нас вре
мя присутствия объекта и тем расширяет временные огра¬ничения восприят
ия. Кроме того, представление позво¬ляет мысленно манипулировать с ним
, наблюдая объект не только в заданном ракурсе. Представление можно мы
сленно поворачивать, т. е. рассматривать предмет с любой стороны, тем
самым преодолеваются некоторые пространственные ограничения восприятия
. Используя представления, человек становится способным мысленно не то
лько повернуть объект, но и поместить его в любом месте пространства,
на любом фоне, независимо от лично¬го опыта и правдоподобия.
Допуская экстраполяцию и интерполяцию, память раздвигает за счет этого
границы восприятия временных и пространственных характеристик объекто
в и процессов у человека еще до развития мышления, однако они ко¬нечны
и имеют реальные пределы. Мыслительный процесс снимает эти границы в
принципе. Каким образом? Прежде всего за счет свободного перемещения в
мысленном поле, т. е. процесса децентрации. Человек перестает на все
смотреть только с единственной позиции — со своей. Он может теперь отд
елить некоторые свои качества от себя как их носителя и посмотреть на
себя со стороны, с точки зрения любой позиции. Он мысленно свободно пе
ремещает в любую точку пространства и времени не только объекты (предс
тавления), но и себя. Децентрация позволяет ему, меняя позиции каждый
раз, видеть объект на другом фоне, включать его в другой контекст и те
м самым вычерпывать из него новое содержание.
522
Понятия, в отличие от представлений, утратив мо¬дальную специфичность
и обладая большей обобщенностью дают возможность человеку преодолевать
огра¬ниченность представлений личным опытом и включить (присвоить) об
щественный опыт. Так, с помощью мышле¬ния человек преодолевает простра
нственные и временные границы восприятия и выходит за пределы своего и
ндиви¬дуального опыта в объеме используемых знаний. Осозна¬вая признак
и класса объектов, его отличительные особен¬ности, человек оперирует в
высшей мере обобщенными (истинными) понятиями, объем которых лишь час
тично пересекается с его конкретным жизненным опытом.