СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
60
и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой
за границу. При проверке паспор¬тов на пограничном пункте чиновник сп
росил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности никак не мог
вспом¬нить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это вре
мя в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к
ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?».
Известна и такая история. Приходит Н. Е. Жуковский к себе домой, звони
т, из-за двери спрашивают: «Вам кого?». Он в ответ: «Скажите, дома ли
хозяин?».— «Нет».— «А хозяйка?».— «Нет и хозяйки. А что пере¬дать?».—
«Скажите, что приходил Жуковский».
И еще один факт. Однажды у известного математика Гильберта был званый
вечер. После прихода одного из гос¬тей мадам Гильберт отвела мужа в ст
орону и сказала ему: «Давид, пойди и смени галстук». Гильберт ушел. Пр
ошел час, а он все не появлялся. Встревоженная хозяйка дома отправилас
ь на поиски супруга и, заглянув в спальню, об¬наружила его в постели.
Тот крепко спал. Проснувшись, он вспомнил, что, сняв галстук, автомати
чески стал раз¬деваться дальше и, надев пижаму, лег в кровать [246]. З
десь мы опять сталкиваемся с глубинной взаимосвязан¬ностью всех характ
еристик внимания.
В чем причина описанной рассеянности? Главным обра¬зом в том, что, выр
аботав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы в
ывести из сознания контроль за их исполнением или своевременным перекл
ю-чением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для
решения основной научной задачи.
Теперь обратимся к следующей характеристике вни¬мания — предметности.
Как уже было упомянуто, цент¬ральные механизмы внимания действуют путе
м изменения чувствительности (порогов) органов чувств разной мо¬дально
сти. Но человек оперирует с конкретными объекта¬ми, а не с обобщенной
модальностью. Например, можно слушать оркестр, не замечая кашля соседа
и шума венти¬лятора, смотреть кинофильм, не замечая шляпы впереди сид
ящего зрителя, т. е. выделять определенные комплексы сигналов в соотве
тствии с центральными установками, личной значимостью и актуальностью.
Развитие произвольного внимания.
Упомянутые харак¬теристики внимания (устойчивость, концентрация и др.)
61
в какой-то мере свойственны не только человеку, но и жи¬вотным. Но осо
бое свойство внимания — произвольность является истинно человеческим.
Животные обладают лишь непроизвольным вниманием.
Первоначально внимание у ребенка реализуется с по¬мощью наследственных
механизмов. До 10 месяцев он спо¬собен лишь к непроизвольному внимани
ю, его глаза оста¬навливаются на блестящих, ярких предметах и знакомых
лицах. Внимание у ребенка проявляется внешне во времен¬ной задержке д
ыхания и ограничении движений, в заторможенности, которая служит для п
одготовки к действию. После 10 месяцев развивается произвольное вниман
ие, которое всю остальную жизнь сосуществует с непроиз¬вольным. Когда
мать называет предмет и указывает на него ребенку жестом, тем самым вы
деляя его из среды, происходит перестройка внимания ребенка. Оно перес
тает подчиняться только естественным ориентировочным реак¬циям, которы
е управляются либо новизной, либо силой раздражителя, и начинает подчи
няться речи или жес¬ту [178].
Наблюдение показывает, что в самом начале форми¬рования любого навыка
производится большое число бес¬полезных движений. Ребенок, который учи
тся писать, двигает всей рукой, глазами, головой, частью туловища и яз
ыком. Обучение состоит в усилении только опреде¬ленной части движений,
координации их в группы и в ис¬ключении ненужных движений. Произвольн
ое внимание и направляется на торможение ненужных движений.
Развитие устойчивости произвольного внимания у де¬тей изучают, определ
яя максимальное время, которое могут провести дети разного возраста, с
осредоточившись на одной игре. Приведем данные. Так, если максимальная
длительность одной игры у полугодовалого ребенка состав¬ляет всего 14
минут, то к шести годам она возрастает до полутора часов. Аналогично
развивается и концентра¬ция внимания. Если в три года за 10 минут игры
ребенок отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет — всего один раз
[230].
Важно отметить, что различные свойства внимания достигают своего расцв
ета не одновременно. Так, по данным Б. Г. Ананьева [15], оптимум объем
а внимания относится к 33 годам, наименьший объем наблюдается в период
с 18 до 21 года. Наилучшая избирательность
62
внимания тоже достигается к 33 годам. Максимум пере¬ключательной спосо
бности внимания приходится на 29 лет. Устойчивость внимания достигает
оптимума в 34 года.
Как считает П. Я. Гальперин [75], непроизвольное внимание объединяет с
произвольным то, что это тоже контроль за объектом восприятия или мыш
ления, но в нем порядок обследования и критерии контроля определяются
еще не произвольно, а тем, что «подсказывает» объект своими бросающими
ся в глаза признаками. Внимание становится произвольным, когда выбор с
одержания, поря¬док обследования и способ контроля организуются челове
-ком, исходя из объективных требований задачи. В отличие от непроизвол
ьного, произвольное внимание по своему происхождению не биологическое,
а социальное. Оно не продукт созревания организма, а формируется у ре
бен¬ка только при его общении со взрослыми. Впервые на социальные корн
и высших форм внимания указал Л. С. Выготский [70]. Он обнаружил, что
на ранних фазах развития функция произвольного внимания разде¬лена меж
ду двумя людьми — взрослым и ребенком. Пер¬вый выделяет объект из сред
ы, указывая на него жестом или обозначая его словом, второй отвечает н
а этот сигнал, фиксируя взглядом названный предмет или схватывая его.
Указание на предмет жестом или словом принуди¬тельно организует вниман
ие ребенка, меняя его направ¬ление. Таким образом, данный предмет выде
ляется для ре¬бенка из внешнего поля. Когда у ребенка развивается собс
твенная речь, он может сам назвать предмет, таким образом произвольно
выделить его из остальной среды. Функция анализа среды, которая раньше
была разделена между взрослым и ребенком, становится для ребенка внут
ренней (погружается) и выполняется им самостоя¬тельно. Развитие произв
ольного внимания у детей вначале обеспечивает реализацию только тех це
лей, которые ставят перед ними взрослые, а затем и тех, которые ставят
ся детьми самостоятельно.
Произвольное внимание самым тесным образом связа¬но с речью. Развитие
произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении свое
го поведения рече¬вой инструкции взрослых, а затем в подчинении своего
поведения собственной речевой инструкции. Только в 2— 2,5 года проста
я речевая инструкция взрослого отчетливо направляет поведение ребенка.
Изменения произвольного
63
лений. Примеры эффективности упреждающего контроля общеизвестны. Если
предварительно дают прослушать ка¬мертон, то соответствующий звук легк
о выделяется из сложного аккорда; если песня знакома, ее слова разли¬ч
аются даже в плохой записи; если известно, о чем идет речь, то слова г
ораздо легче узнаются и в неразборчивом тексте. Когда мы слушаем радио
передачу на родном языке, то понимаем смысл текста даже при очень боль
шой зашумленности, а понимание текста, произносимого на иностран¬ном я
зыке, требует уже высокого качества передачи. В последнем случае узнав
ание затруднено, поскольку на¬ша память не поставляет нам с достаточно
й скоростью упреждающие гипотезы о возможном словесном составе восприн
имаемой речи. Использование предварительного образца, извлекаемого из
кратковременной или долговре¬менной памяти, увеличивает различительную
способность в отношении данного объекта и тем самым повышает контраст
для него по отношению к другим объектам.