СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Не нужно нам возмездия иного,
Довольно с нас, довольно с нас
Ф. Тютчев
Самооценка и уровень притязаний
Личность проявляется через отношение к окру¬жающему миру. Процесс соци
ализации, в резуль¬тате которого человек привыкает действовать в опред
еленной социальной среде и в соответ¬ствии с нормами данного общества,
осваивает его идеологию и мораль, имеет много аспектов и про¬должаетс
я всю жизнь. Раскрыть этот процесс примени¬тельно к отдельной личности
— значит изучить жизненный путь человека, выделить для него наиболее
значимые социальные роли.
В качестве основных институтов социализации аме¬риканский психолог Мар
тене [182] называет прежде всего семью и школу, соответственно родител
ей, ровесников и учителей. При этом предполагается, что период со¬циал
изации ограничен школьными годами. Советская пси¬хология, в отличие от
западной, рассматривает и трудовую деятельность как значимый этап соц
иализации. Б. Г. Ана¬ньев считал, что начало профессиональной деятельн
ости человека совпадает с самым важным для него пе¬риодом самостоятель
ного включения в общественную жизнь. Он подчеркивал, что «переход отно
шений в черты характера — одна из основных закономерностей развития ха
рактера». «Социальные функции, общественное по¬ведение и мотивации все
гда связаны с процессом отра¬жения человеком окружающего мира, особенн
о с позна¬нием общества, других людей и самого себя»[15, с. 307] Поэто
му профессиональные роли оказывают значительное воздействие на мотивы,
ценности, идеалы личности и, следовательно, на ее поведение.
Последовательно расширяя границы активности личности, социолог В. А. Я
дов классифицирует личность по уровням ее включения в различные сферы
социаль¬ного общения. Он выделяет ближайшее социальное окру¬жение, дал
ее — многочисленные так называемые малые группы, трудовые коллективы,
где формируются профессиональные роли,— через все эти каналы личность
включается в целостную социальную систему путем освое¬ния идеологическ
их и культурных ценностей общества [315].
392
Общение — проявление фундаментальных свойств пси¬хики. Человек общаетс
я всегда. Еще Л. С. Выготский [71] обращал внимание на то, что и наеди
не с собой человек сохраняет функции общения. Аналогично и Пиаже [212]
отмечал, что индивидуальный творческий процесс связан с рефлексией, т
. е. ученый, даже углубленный в научную работу, не упускает из виду св
оих мнимых или реальных оппонентов и постоянно ведет с ними мысленную
дискуссию. Многие ученые рассматривают развитие сознания как отражение
интериоризованной, перешедшей во внутренний план, коммуникации [305].
Межличностное общение осуществляется на различных уровнях. Представляе
тся удачной классификация, пред¬ложенная А. У. Харашем. Низшая ступень
может быть обозначена как общение на уровне совместного пребы-вания (
например, пассажиры автобуса или зрители на стадионе). У участников та
кого общения нет общего предмета деятельности, и их объединяют только
одина¬ковые цели. В этом случае личностные особенности друг друга не у
читываются, и общение осуществляется по¬верхностно, в зависимости толь
ко от ролевых позиций (пассажира или зрителя). Следующая ступень — гру
п-повое общение, когда кристаллизуется общая цель дея¬тельности и выра
батываются групповые нормы поведе¬ния, способствующие ее достижению. П
ри этом форми¬руются стереотипы общения и развивается предубеждение к
их нарушениям. Попутно отметим, что они в какой-то степени ослабляют с
тремление членов группы к новой информации, не согласующейся с позиция
ми и нормами группы. И, наконец, высшая ступень — такое общение в груп
пе, когда уже учитываются, принимаются во вни¬мание личностные особенн
ости каждого, с его особой позицией и оригинальными взглядами на общие
нормы и способы реализации общих целей.
Одной из значимых характеристик личности является самооценка, подразум
евающая оценку себя, своей дея¬тельности, своего положения в группе и
своего отно¬шения к другим членам группы. От нее зависит актив¬ность ч
еловека и стремление к самоусовершенствованию. Она развивается путем п
остепенной интериоризации внешних оценок, выражающих общественные треб
ования в требования человека к самому себе.
393
При этом те кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в
общении, стараясь им соответствовать, так как счи¬тают ниже своего дос
тоинства быть на плохом счету в коллективе. По мере формирования и укр
епления са¬мооценки возрастает способность к утверждению и отстаи¬вани
ю своей жизненной и идеологической позиции.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале — это стре
мление к вниманию со стороны взрослых, затем — к сотрудничеству с ними
, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но ощущать уважен
ие с их стороны, и, наконец, возникает необ¬ходимость во взаимопониман
ии. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое
место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его от¬ношение к себе
[52]. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых
достоинств ребенка при-водит к тому, что у него формируется завышенный
уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к воз¬можностям
ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привест
и к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности.
Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен
постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент
— хороший или плохой (помыл ли он сегодня посуду или разбил чашку). По
стоянное проявление родительской любви вы¬зывает у ребенка ощущение со
бственной ценности, но при этом, конечно, не предполагается, что родит
ели пе¬рестают давать беспристрастную оценку конкретным его поступкам
[183]. Родителям не следует только связывать порицаемый поступок с общ
ей оценкой личности ребенка. Например, если ребенок солгал, надо его н
аказать, но говорить, что он лгун, не следует. Негативные выска¬зывани
я родителей о своих детях укрепляются в их со¬знании и трансформируют
самооценку.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружа
ющих и усваивается в готовом виде без критического анализа. Эти внешни
е влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
394