СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Если при обучении учащиеся получают задание на группировку исходного м
атериала или его классифика¬цию, то существенно улучшается последующее
припоми-
133.
нание материала. Выявилась корреляция между числом классов, на которо
е испытуемые разбивали элементы ряда, подаваемого для запоминания, и э
ффективность припоми¬нания. Обычно легко вспоминались примерно пять пр
ед¬ставителей каждого класса, поэтому, чем больше классов создают испы
туемые, тем больше элементов они запо¬минают.
Понимание логической связанности материала способ¬ствует его запоминан
ию. Было установлено, что из 100 бессмысленных слов, предложенных испы
туемым, запо¬миналось в среднем 43 слова, из 100 известных слов, не св
язанных по смыслу,— 58, а из 100 слов с ло¬гической смысловой связью —
68. Поэтому слабо связан¬ный, логически не обработанный текст забывае
тся зна¬чительно быстрее [155].
Приведенные способы облегчения запоминания были направлены на выявлени
е внутренних связей в запоми¬наемом материале: смысла, логики, т. е. г
лавного, цен¬трального элемента, составлявшего цель деятельности, взаи
моотношений отдельных элементов и групп.
Еще один способ, при котором для облегчения за¬поминания большого и сл
ожного материала составляют его план, содержит в явном виде все упомян
утые приемы. Составление плана или блок-схемы заучиваемого мате-риала
включает в себя разбивку материала на части, придумывание заглавий для
них, определение связей. При чтении лекций полезно записать в верхнем
углу доски план или схему лекции и обращаться к нему по ходу изложени
я темы. После окончания чтения лек¬ций по курсу целесообразно попросит
ь слушателей са¬мостоятельно нарисовать схему курса, выделив на ней ос
новные блоки и связи между ними. Наш опыт по¬казывает, что после таког
о мероприятия быстрее фор¬мируется целостное представление о предмете.
Следует иметь в виду, что положительный опыт запоминается лучше, чем о
трицательный, а отрицательный опыт — лучше, чем нейтральный. Запоминан
ие зависит от самой эмоциональной окрашенности материала и не-зависимо
от знака эмоций способствует запоминанию большего числа фактов. Излаг
ая трудный для запоми¬нания материал, полезно сопроводить его своей эм
о¬циональной оценкой, например поругать его или выразить
134
удивление, удовольствие. Рассматривая целесообразность придания запоми
наемому материалу личной, эмоциональ¬ной значимости, необходимо учитыв
ать и обратную сто¬рону влияния эмоций.
В работах А. Р. Лурия показано, что сильные эмоции препятствуют полнот
е запоминания, сужая поле внимания. Сильные эмоции и повышенная тревож
ность нередко служат причинами того, что на экзамене студент не может
припомнить хорошо выученный материал. Когда он успокаивается, то обрет
ает способность управлять своей памятью, однако любой дополнительный в
опрос может снова спровоцировать затруднения. Все это вызы¬вает у преп
одавателя ложное впечатление о плохих зна¬ниях, тем более, что излагае
мый материал под влиянием волнения может существенно трансформироватьс
я. Тран¬сформация проявляется в сглаживании, заострении и адаптации. С
глаживание приводит к сокращению текста за счет тех его деталей, котор
ые в данный момент представляются несущественными, заострение — к уве¬
личению масштаба тех элементов, которые теперь рас¬сматриваются как на
иболее существенные, а адаптация — к тому, что под влиянием изменивших
ся установок су-щественными становятся другие детали и поэтому весь те
кст может приобрести иное смысловое звучание.
То, что неудобные для нас факты легко забывают¬ся, произвело на Дарвин
а такое сильное впечатление, что он особенно тщательно записывал те на
блюдения, которые шли вразрез с его теорией. Так как неприят¬ные вещи
забываются быстрее, целесообразно неприятную работу выполнять в первую
очередь, пока память о ней не улетучилась.
Под влиянием эмоций может происходить и фаль¬сификация воспоминаний. Ч
еловек стремится освобо¬диться от неприятных воспоминаний. Неприятные,
не-лестные для данного лица события легко забываются и искажаются. Ещ
е Фрейд [278) обратил внимание на активное забывание, связывая его с в
ытеснением события в подсознание, в связи с конфликтностью.
Мы рассмотрели ряд способов, повышающих эффек¬тивность долговременной
памяти. Теперь обратимся к приемам, облегчающим работу кратковременной
памяти. Повторение — основной метод удержания информации в кратковрем
енном хранилище на время консолидации.
135
Исследование кривых забывания показало, что забы¬вание происходит наи
более интенсивно в первые 6 часов после запоминания. Поэтому если инфо
рмацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с
такими интервалами: через 15—20 минут, затем через 8—9 часов и через 2
4 часа [155]. Раннее повторение возмещает быстрое первоначальное забыв
ание, в то время как непрерывное повторение до полного запоминания неэ
кономично. Однако без надлежащего мотива даже многократное повторение
не обеспечивает эффекта запо¬минания. Вот пример из жизни известного ф
ранцузского психолога Бинэ. Будучи неверующим, но женатым на очень рел
игиозной женщине, он, не желая обижать ее, повторял за ней слова вечер
ней молитвы в течение многих лет, однако не мог воспроизвести их самос
тоятельно в отсутствие жены [259].
Для повышения успешности и точности запоминания необходимо учитывать т
емп введения новых сведений и фон, на котором происходит восприятие. С
лишком быстрый темп приводит к наложению одних сведений на другие и ис
кажению информации, поступающей на хранение. Аналогичная ситуация возн
икает и тогда, когда материал вводится на фоне помех (радиопередач, ра
ботающего телевизора или магнитофона) — это ухуд¬шает качество запомин
ания и существенно замедляет скорость обучения. Побочная деятельность
сразу после введения важной для запоминания информации неже-лательна п
о той же причине. В этом случае уместно вспомнить старинную рекомендац
ию — в особо ответствен¬ных ситуациях повторять материал перед сном, т
огда ничто не сможет помешать консолидации.
В течение дня продуктивность памяти изменяется: между 8 и 12 часами ут
ра она максимальна, после обеда заметно снижается, а затем вновь неско
лько возрастает. Поскольку в зависимости от индивидуаль¬ных особенност
ей эти общие тенденции сильно разли¬чаются, постольку полезно выяснить
, какие временные интервалы наиболее благоприятны для вашей памяти, и
учесть это.
Эффективная работа памяти обеспечивается меха¬низмом забывания. С его
помощью человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных де
талей и об¬легчает себе возможность обобщения. Мы записываем,
136
чтобы забыть, а не для того, чтобы запомнить, с тем, чтобы разгрузить
свою память от мелочей и оставить за ней только привычку заглядывать в
записную книжку. Забывание — вовсе не признак плохой памяти или при¬ч
ина ее низкой продуктивности, а, напротив, один из важнейших компонент
ов хорошо работающего механизма. Приспособительная роль забывания отче
тливо видна на таком факте: чаще жалуются на забывание люди, про¬фесси
я которых связана с быстрой сменой используемой информации: репортеры,
радио- и теледикторы.