СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Ожидание определенного контекста обусловливает предварительное повышен
ие активности определенного на¬бора категорий в памяти. Избирательное
приспособление к будущим событиям сохраняется у человека в виде уста¬н
овки. Оно обусловливается стоящей перед человеком задачей, направленно
стью его интересов, представлениями о вероятностных характеристиках и
признаках объектов [275]. Установка определяет и изменяет даже характе
ри¬стики зрительного восприятия (см. рис. 10).
В одном из экспериментов [393] детей просили нари¬совать Деда Мороза в
разные дни декабря: 5, 21 и 31. Чем ближе был праздник, тем больше ме
ста занимал Дед Мороз на листе бумаги и тем больше набухал его мешок с
подарками. Таким образом, не только вероятность появ¬ления события пе
реоценивалась ребенком, но и образ, из¬влекаемый из памяти, трансформи
ровался под влиянием напряженного ожидания.
Склонность человека воспринимать сигналы от внеш¬него мира в наиболее
доступных и желательных для него категориях блокирует его способность
использовать иные, менее доступные категории и может породить ошибки н
е-правильного восприятия. Оценка вероятности события всегда завышается
в случае его желательности. Так, на¬пример, экспериментально выявлено
, что размер монет (социально ценного объекта) оценивался выше, чем ра
змер равных им по диаметру серых кружков. С увеличением достоинства мо
нет росло отклонение кажущегося размера от действительности [46].
Рис. 10. Влияние установки на восприятие и узнавание.
(Из кн.: Kagan I., Havemann E. Psychology, an introduction. New York,
1972.)
Можно сказать, что установка во многом определяет наши взгляды. Биогра
фы Эйнштейна приводят такой по¬учительный разговор. Когда молодой физи
к Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физиче
ской теории, которая целиком будет основываться на наблюдаемых фактах
и не будет содержать никаких вымыслов, Эйнштейн с сомнением покачал го
ловой: «Смо¬жете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, како
й теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдат
ь» [по 142].
Логическая категоризация. Мы уже упоминали, что если человек может объ
единить одним названием несколь-
118
ко альтернатив в группу, то время реакции определяется не числом альте
рнатив, а числом групп. По-видимому, классификация и обобщение информа
ции существенно облегчают работу памяти в процессе запоминания. Раз¬ви
тие у детей способности группировать, классифициро¬вать объекты резко
увеличивает объем непроизвольно за¬поминаемого материала. Многочисленн
ые данные говорят о том, что в процессе запоминания информации происхо
¬дит укрупнение и обобщение сведений по некоторым логи¬ческим принципа
м. В качестве правил группировки исполь¬зуются различные ассоциации. В
дальнейшем последо¬вательность и характер воспоминаний определяют в з
на-чительной мере эти ассоциации.
Различают ассоциации по сходству, по смежности (по времени и месту) и
причинно-следственные. Предполага¬ют, что поступающие сигналы о свойст
вах объекта всту¬пают в связь именно с теми следами памяти, которые с
ни¬ми сходны (ассоциация по сходству). Допускают, что между стимулами,
часто появляющимися вместе, также образуется какая-то связь (ассоциац
ия по месту). На важ¬ность таких ассоциаций указывал еще Спиноза: «...
всякий переходит от одной мысли к другой, смотря по тому, как привычка
расположила в его теле образы вещей. Солдат, например, при виде следо
в коня на песке тотчас переходит от мысли о коне к мысли о всаднике, а
отсюда — к мысли о войне и т. д. Крестьянин же от мысли о коне — к мы
сли о плуге, поле и т. д., точно так же всякий от одной мысли переходи
т к той или другой сообразно с тем, привык ли он соединять и связывать
образы вещей таким или иным способом» [252, с. 424].
Значимость ассоциаций отмечали и другие исследова¬тели. Видроу [62] во
шел в аудиторию и произнес: «Вчера я видел кита с сигарой и цилиндром»
. Затем исследова¬тель попросил слушателей рассказать, какое представл
е¬ние возникло у них. Свыше 80% испытуемых описывали зрительные образы
, сходные в деталях: сигара обычно находилась во рту кита, а цилиндр —
на его голове. По-видимому, отмеченные сочетания считались более веро
ят¬ными, чем любые другие, вследствие сильной ассоциации по месту межд
у ртами и сигарами и между шляпами и го¬ловами, хотя эта ассоциация и
не относится к ртам и голо-вам китов. Однако приведенное выше устное в
ысказыва¬ние само по себе не содержит ни одной из этих деталей.
119
Такое влияние высоковероятных сочетаний на представ¬ление уже рассмат
ривалось нами при обсуждении влияния на время реакции объективной и су
бъективной вероятнос¬ти и значимости событий.
Сведения, хранящиеся в памяти, связаны между собой невидимыми нитями —
ассоциациями, поэтому быстрее опознается и лучше всего запоминается и
нформация, со¬держание которой позволяет установить наибольшее число р
азличных ассоциаций с информацией, хранящейся в структуре памяти. Любо
е понятие, поступающее в долго¬временное хранилище, обязательно активи
зирует целую систему других понятий, близких к первому в том или ином
отношении (смежности, сходства, причинности). Привычные ассоциации мог
ут ввести человека в заблуж¬дение. Отвечая на вопрос, насколько часто
совпадают два события, он ориентируется на силу их ассоциативной свя¬з
и в своей памяти. Но эта сила определяется не только час¬тотой совпаде
ния событий, но и их эмоциональной значи¬мостью и актуальностью. В ром
ане Богомолова «Момент истины» ярко описано подобного рода заблуждение
. Пред¬ставление о том, что матерый враг должен иметь непри¬влекательн
ое лицо с тяжелым подбородком и бегающими глазами подвело одного из де
йствующих лиц. Он заплатил жизнью за стереотипную ассоциацию: в эпизод
е «засада на живца с подстраховкой», увидев перед собой человека с доб
рым, располагающим лицом, не поверил, что это враг [35].
Следы в памяти не сохраняются в исходной форме: под влиянием вновь пос
тупающей информации они посто¬янно вступают во все новые и новые отнош
ения и приобре¬тают тем самым новые значения. Для того чтобы добрать-с
я до конкретной информации в своей памяти, надо осу¬ществить выбор. Ес
тественно, чем меньше нужно переби¬рать, тем скорее найдется искомое.
Поэтому главная пе¬ременная в скорости поиска — это величина класса, и
з ко-торого приходится осуществлять выбор. Можно упростить процедуру п
оиска за счет сокращения перебора, отсекая те альтернативы, которые ли
бо редко встречались ранее, либо малоценные с позиции решаемой задачи,
либо не ак-туальные, т. е. не поддерживаемые непосредственной уста¬но
вкой. Далее остается проблема организации перебора в уже усеченном тем
или иным способом пространстве поиска. В качестве путеводной нити мог
ут быть использо-
120
ваны ассоциации. Они образуют специфические связи в полях памяти. Это
ассоциации либо по месту («...это слу¬чилось рядом с нашей школой...»)
, либо по времени («...это произошло еще до переезда в новый дом...»),
либо по сходству («...собака у него точь-в-точь как у меня в дет¬стве
...»), либо причинно-следственные («...если машины сильно столкнулись—
должны быть битые стекла...»).