СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Адам и Ева почти опьянели от возбуждения. Вот способ делать дела: сост
авь план, сделай А, В, С - и получишь D.
И они освоили специальность "делать дела по плану". В результате они и
згнали из Сада как концепцию его совокупной системной природы, так и к
онцепцию своей собственной системной природы.
После того как они изгнали Бога из Сада, они серьезно занялись своим ц
еленаправленным бизнесом, и очень скоро верхний слой почвы исчез. Дале
е, когда некоторые виды растений стали "сорняками", а некоторые животн
ые стали "паразитами", Адам обнаружил, что садоводство - это очень тяж
елая работа. Ему приходилось добывать хлеб в поте лица своего, и он ск
азал: "Господь есть Бог ревнитель и мститель. Мне нельзя было есть это
яблоко".
Более того, после изгнания Бога из Сада в отношениях Адама и Евы произ
ошли качественные изменения. Секс и воспроизведение стали приводить Ев
у в негодование. Когда бы эти базовые феномены ни вторгались в ее новы
й целенаправленный образ жизни, ей приходилось вспоминать о той больше
й жизни, которую они выпихнули из Сада. Поэтому Ева стала с возмущение
м относиться к сексу и воспроизведению, а когда дело дошло до разрешен
ия от бремени, она нашла этот процесс очень болезненным. Она говорила,
что и это тоже было из-за мстительной природы Бога. Она даже слышала,
как Голос сказал: "В болезни будешь рождать детей", и еще: "К мужу тв
оему влечение твое, и он будет господствовать над тобою".
Библейская версия этой истории, из которой я многое позаимствовал, не
объясняет того поразительного извращения системы ценностей, из-за кото
рого способность женщины любить стала восприниматься как проклятие, на
ложенное божеством.
Как бы то ни было, Адам продолжал преследовать свои цели и в конце кон
цов изобрел систему свободного предпринимательства. Еве в течение длит
ельного времени не разрешалось в ней участвовать, поскольку она была ж
енщиной. Однако она вступила в бридж-клуб и там нашла отдушину для сво
ей ненависти.
В следующем поколении опять возникли сложности из-за любви. Каину, изо
бретателю и новатору, Бог сказал: "К тебе влечение его [Авеля], и ты б
удешь господствовать над ним". Тогда Каин убил Авеля.
Конечно, притча - не информация о человеческом поведении. Это только п
опытка объяснения. Однако я включил в нее некоторый феномен, кажущийся
почти универсальным для тех случаев, когда человек совершает ошибку ц
еленаправленного мышления и пренебрегает системной природой того мира,
с которым ему приходится иметь дело. Психологи называют этот феномен
"проекцией". В конце концов, человек действовал в соответствии с тем,
что имело для него здравый смысл, а теперь обнаруживает себя среди хао
са. Он не вполне понимает, что вызвало этот хаос, и чувствует, что слу
чилось нечто нечестное. Он по-прежнему не видит себя частью той систем
ы, в которой существует хаос, и обвиняет либо остальную систему, либо
себя. В моей притче Адам соединяет оба вида чепухи: идею "Я согрешил"
и идею "Бог мстителен".
Если вы посмотрите на реальную ситуацию в нашем мире, где системной пр
иродой мира пренебрегают в пользу цели или здравого смысла, то обнаруж
ите весьма похожую реакцию. Без сомнений, президент Джонсон полностью
осознает, что имеет в своих руках хаос, причем не только во Вьетнаме,
но также и в других частях национальной и интернациональной экосистемы
. Я уверен, что со своих позиций ему кажется, что он преследовал свои
цели в согласии со здравым смыслом и причиной хаоса должна быть либо з
ловредность других, либо его собственные грехи, либо какая-то комбинац
ия того и другого (в соответствии с его темпераментом).
В этих ситуациях ужасно то, что они с необходимостью сужают временные
рамки любого планирования. Экстренная ситуация налицо или находится за
углом, следовательно, долговременная мудрость должна быть принесена в
жертву целесообразности, даже несмотря на смутные подозрения, что цел
есообразность никогда не даст долговременного решения.