СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Совершенно очевидно, что безразмерная переменная не может иметь истинн
ой локализации. Информация и форма своей безразмерностью напоминают ко
нтраст, симметрию, соответствие, конгруэнтность, согласованность и т.п
. и, следовательно, не могут быть локализованы. Контраст между этой бе
лой бумагой и этим черным кофе не находится где-то между бумагой и коф
е. Даже если мы поместим бумагу и кофе рядом, контраст между ними не б
удет локализован или фиксирован между ними. Контраст не локализован та
кже между этими двумя объектами и моими глазами. Он даже не находится
у меня в голове: если это так, то он также находится и у вас в голове.
Однако, вы, читатель, не видели бумагу и кофе, на которые я ссылаюсь.
У меня в голове имеется образ, или трансформа, или имя контраста межд
у ними, в вашей же голове имеется трансформа того, что есть в моей гол
ове. Но наша согласованность не может быть локализована. Информация и
форма фактически не являются тем, что может быть локализовано.
Тем не менее, есть возможность начать (хотя, возможно, и не завершить)
некоторый вид отображения формальных связей внутри системы, содержаще
й избыточность. Рассмотрим конечную совокупность объектов или событий
(скажем, последовательность букв или дерево) и наблюдателя, который уж
е информирован обо всех правилах избыточности, поддающихся распознаван
ию (т.е. имеющих статистическую значимость) в этой совокупности. Тогда
возможно очертить границы областей совокупности, внутри которых наблю
датель способен осуществлять угадывание, превышающее случайное. Следую
щий шаг к локализации достигается рассечением этих областей такими лин
иями, что из того, что находится по одну сторону, осведомленный наблюд
атель может сделать догадку о чем-то, что находится по другую сторону.
Однако такое отображение распределения паттернов принципиально не може
т быть завершено, поскольку мы не рассматривали источник предварительн
ого знания наблюдателя о правилах избыточности. Если же мы теперь расс
мотрим наблюдателя, не имеющего предварительного знания, становится яс
но, что он мог бы открыть некоторые релевантные правила на основании в
осприятия чего-то меньшего, чем целая совокупность. Он мог бы затем ис
пользовать свое открытие для предсказания правил для остальной части,
правил, которые были бы правильными, хотя и не подтверждались бы приме
ром. Он мог бы обнаружить, что "л" часто следует за "Г", даже если ост
альная часть совокупности не содержала бы примеров этой комбинации. Дл
я этого порядка феноменов необходим другой порядок линий разметки - не
обходимы металинии.
Интересно отметить, что металинии, производящие такую демаркацию, необ
ходимую наивному наблюдателю для открытия правил, смещены относительно
тех линий, которые появились бы на карте, подготовленной наблюдателем
, полностью осведомленным о правилах избыточности для данной совокупно
сти. Этот принцип имеет некоторое значение для эстетики. С эстетическо
й точки зрения, форма краба, у которого одна клешня больше другой, не
является просто асимметричной. Она сначала предлагает правило симметри
и, а затем тонко отменяет это правило, предложив более сложную комбина
цию правил.
После того как мы исключили из нашей системы объяснений все вещи и все
реальные размерности, нам остается только рассматривать каждый шаг в
коммуникативной последовательности как трансформу предыдущего шага. Ес
ли мы рассматриваем прохождение импульса вдоль аксона, нам следует счи
тать события в каждой точке вдоль маршрута трансформами (хотя, возможн
о, и идентичными или подобными) событий в каждой предшествующей точке.
Или же если мы рассматриваем последовательность нейронов, где каждый
нейрон запускает следующий, тогда запуск каждого нейрона является тран
сформой запуска его предшественника. Мы имеем дело с последовательност
ями событий, которые не обязательно предполагают прохождение одной и т
ой же энергии.
Аналогично мы можем рассмотреть любую сеть нейронов и произвольную выб
орку поперечных сечений этой сети в последовательных точках. Тогда нам
следует рассматривать события в каждом поперечном сечении как трансфо
рму событий в некотором предыдущем поперечном сечении.
При рассмотрении восприятия нам не следует говорить, например, "я вижу
дерево", поскольку дерево не находится внутри нашей системы объяснени
я. В лучшем случае, возможно увидеть только образ, который есть сложна
я, однако систематическая трансформа дерева. Этот образ, разумеется, э
нергетизируется моим метаболизмом, а природа трансформы отчасти опреде
ляется факторами моих нервных цепей. "Я" создаю образ под влиянием раз
личных ограничений, частично накладываемых моими нервными цепями, а ча
стично внешним деревом. Галлюцинация или сновидение были бы в большей
степени подлинно "моими", поскольку продуцировались бы без непосредств
енных внешних ограничений.
Все, что не информация, не избыточность, не форма и не ограничение, -
есть шум, единственный возможный источник новых паттернов.