СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
261
Постепенно начинают осознаваться и предметы, на которые ребенок направ
ляет свою активность. Отделение себя от собствен¬ных действий закрепля
ется в усвоении ребенком собствен¬ного имени. В два года возникает кла
ссическая формула «Я сам». Сначала дети говорят о себе в разных лицах:
«Не шуми», «Митя умылся». Только к трем годам ребенок пол¬ностью овла
девает местоимением «я» и начинает активно самовыражаться в речи. Глав
ную роль в процессе фор¬мирования его внутреннего мира играют подражан
ие и представление, они развертываются в двух различных планах: первое
— в двигательном, последнее — в плане образов и символов, но имеют не
что общее, обусловленное сходством их роли. Подражания и представления
позво¬ляют осуществить сведение впечатлений в единую вневременную мод
ель, не зависящую от темпа развития событий во внешней среде — модель
внешнего мира.
Одним из источников формирования сознания являют¬ся детские игры. До 3
—4 лет это игры-подражания со стремлением копировать действия взрослог
о, затем это иг¬ры по правилам. Здесь ребенок начинает выполнять опре¬
деленную, взятую на себя роль; в этих играх осваиваются отношения межд
у людьми. Ребенок играет в «дочки-ма¬тери», в «магазин», беря на себя
конкретную роль. До воз¬никновения ролевых игр дети играют рядом, но н
е вместе. Ролевые игры уже представляют собой воспроизведение тех отно
шений между окружающими, которые известны ребенку и доступны его воспр
иятию. Эти игры можно рас-сматривать как упрощенную модель разнообразн
ых со¬циальных отношений. Выполняя разные роли, ребенок получает элеме
нтарное представление о самом себе и своих возможностях. Ролевые игры
подготавливают ребенка к вступлению во взрослый мир с его социальными
связями. Овладевая продуктивной деятельностью, человек осваи¬вает реал
ьные семейные, профессиональные, обществен¬ные роли. Именно они опреде
ляют дальнейший путь раз¬вития его сознания и самосознания. Лишь в под
ростковом возрасте происходит становление осознающей себя лич¬ности.
Самосознание — самый высокоорганизованный психи¬ческий процесс. Оно фо
рмируется при взаимодействии с другими людьми, главным образом с теми,
с кем возникают особо значимые контакты.
262
Однако самосознание связано не только с воздействием этих контактов, н
о и с самооценками, которые зависят от соотношения успе¬хов и притязан
ий, т. е. от успешности деятельности чело¬века.
Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы
и результаты его поступков и дать возможность понять каков он есть на
самом деле, оценить себя; если оценка окажется неудовлетворительной, т
о человек может либо заняться самоусовершенствованием, либо, включив з
ащитные механизмы, вытеснить эти не¬приятные сведения, избегая травмир
ующего влияния внут¬реннего конфликта. Только благодаря осознанию свое
й индивидуальности, возникает особая функция самосоз¬нания — защитная
— стремление защитить свою индиви¬дуальность от угрозы ее нивелировани
я. На этой основе и развивается ряд защитных механизмов.
В самосознании соотносятся мотивы и действия, одни мотивы с другими, и
тем самым выстраивается иерархия мотивов. Уяснение для себя наиболее
значимых мотивов знаменует развитие личности. Такое осознание приводит
к перестройке всех систем установок и формирует идеаль¬ное «я». В сво
ю очередь, идеальное «я» влияет и на соци¬альное приспособление, и на
уровень тревожности, и на особенности мотивации, оно же накладывает за
преты и моральные ограничения на все поведение человека. Собственные к
ачества, к которым он стремится, опреде¬ляют для него и ближние и даль
ние цели, а различие между идеальным и реальным «я» служит источником
мотива¬ции. По Фрейду [279], «я» — это центр сознательной адап¬тации к
среде, включающий восприятие, интеллект и моторику. К системе «я» Дже
ймс [97] отнес собственное тело, некоторые объекты, близких людей, вос
поминания и от¬дельные длительно выношенные и особо значимые мысли. В
собственное «я» человека теперь включают также его характер, темпераме
нт и способности.
Для человека наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как
личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и
уметь поддержи¬вать себя в трудных состояниях.
263
Для того чтобы самоак¬туализироваться, стать самим собой, лучшим из то
го, чем ты способен стать, надо: осмелиться полностью отдаться чему-ли
бо, погрузиться во что-либо без остатка, забыв свои позы, преодолев же
лание защиты и свою застенчи¬вость, и переживать это нечто без самокри
тики; решаться делать выбор, принимать решения и брать на себя ответ¬с
твенность; прислушиваться к себе самому (а не только к папе, маме, учи
телю и авторитету), дать возможность проявляться своей индивидуальност
и, т. е. реализовывать и в этом свои возможности полностью в каждый да
нный момент [372].
Одним из характерных проявлений самосознания явля¬ется рефлексия. Рефл
ективные рассуждения сопровожда¬ются имитацией мыслей другого человека
по такой схеме:
«я думаю, что он думает, будто я думаю, что...». Рефлексия позволяет н
е только предвидеть поведение другого челове¬ка и соответственно подст
раивать собственное, но и влиять на ход его рассуждений, направляя реп
ликами течение беседы в желательном направлении.
Все представления относительного самого себя, кото¬рые взрослый челове
к принимает как нечто само собой разумеющееся, организуются в систему,
которая делает его поведение последовательным. Взаимодействие созна¬н
ия и самосознания образует фундамент произвольного управления целесооб
разным поведением.
Взаимодействие сознания и подсознания
В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть всех одновре
менно поступающих из внешней и внут¬ренней среды организма сигналов. Е
стественно, возникают два вопроса: какие сигналы получают приоритет и
что про¬исходит с множеством сигналов и процессов, которые в данный мо
мент не осознаются. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, использу
ются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные
сигналы также используются организмом для регулирова¬ния некоторых про
цессов, но на подсознательном уровне. Многие наблюдения психологов и п
сихиатров показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадаю
т те объекты, которые создают препятствия для продолже¬ния прежнего ре
жима регулирования. Возникшие затруд¬нения привлекают внимание, и они,
таким образом, осозна¬ются. Осознание затрудняющих регуляцию или реше
ние задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулир
ования или нового способа решения, но
264
как только они найдены, управление вновь передается в подсознание. Доп
ускают, что эта передача обусловлена, во-первых, тем, что зона ясного
сознания не способна вместить все одновременно протекающие процессы, а
во-вторых, тем, что осознанное управление осуществляется в режиме пош
аговом, дискретном, поэтапном, поопера¬ционном, и поэтому оно неэконом
ично, неплавно. Про¬цессы, управляемые подсознательными установками, р
егу-лируются, как и всякий упроченный навык, по глобаль¬ным, обобщенны
м критериям, и поэтому они реализуются более плавно, экономично, быстр
о и грациозно.
Когда ранее затруднявшее нас обстоятельство преодо¬лено в поле ясного
сознания, процесс переводится на подсознательное регулирование, а созн
ание освобождает¬ся для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта н
епрерывная передача управления, обеспечивающая че¬ловеку возможность р
ешать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознан
ия и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на ко
¬роткий интервал времени и не способно управлять моно¬тонными, медленн
о изменяющимися процессами. Если оно принудительно сосредоточивается н
а одном и том же моно¬тонно изменяющемся содержании достаточно долго,
то это автоматически приводит к снижению уровня бодрство¬вания вплоть
до развития сна.
Создание обеспечивает выработку гипотез в критичес¬кие моменты недоста
тка информации. Недаром известный психиатр Клапаред остроумно заметил,
что мы осознаем свои мысли в меру нашего неумения приспособиться. Тип
овые, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает п
одсознательно, реализуя автоматизмы. Автоматизмы подсознания разгружаю
т сознание от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навы¬ки
и т. д.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены т
олько на сознательном уровне. Эти новые задачи постепенно тоже станут
решаться автоматически и тоже будут вытеснены из сознания в пользу нов
ых.