СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
129
ного ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Этот метод тоже д
авно используется. Так, для запомина¬ния очередности следования различ
ных цветов в солнеч¬ном спектре заучивалось предложение «Каждый охотни
к желает знать, где сидит фазан», в котором первые буквы слов совпадаю
т с первыми буквами названия цветов сол¬нечного спектра, расположенных
в порядке убывания дли-ны волны. Еще одна фраза используется ленингра
дцами для запоминания последовательности параллельных улиц, выходящих
на Загородный проспект: «Разве можно верить пустым словам балерины?» Э
то соответствует названиям улиц Рузовской, Можайской, Верейской, Подол
ьской, Сер¬пуховской и Бронницкой. Запоминание величины «пи» (3,1416)
связывают с предложением «Что я знаю о кру¬гах», где количество букв в
каждом слове равно соот-ветствующей цифре числа «пи». Аналогичный при
ем ис¬пользуется преподавателями астрономии для облегчения запоминания
последовательности спектральных классов звезд: о,b, a, f, g, k, т, r,
n, s.
1. Один бритый англичанин финики жевал, как мор¬ковь.
2. Оба фазана желтой краской мазаны рядком наду¬тые сидят.
3. О, Борис Александрович, физики ждут конца муче¬ний.
Подобные средства мнемотехники применяют и при обучении азбуке Морзе.
Посредником может служить и ритмический ряд. Ма¬териал, изложенный в с
тихотворной форме, запоминается быстрее и вспоминается легче, поскольк
у ритм и рифма придают словесному материалу структурную организацию. В
о всех случаях облегчает запоминание группировка — разбиение ряда объе
ктов на части и объединение частей в ритмическую структуру при произне
сении названий объектов, например при запоминании номера телефона 6695
668 он разбивается на группы: 669-5-668.
Удобным приемом является и запоминание опорных слов, дат, с которыми у
вязывается вновь заучиваемое. Этот прием иногда называют «вешалкой». Н
апример, даты исторических событий легче запомнить, если заучивать не
каждую в отдельности, а в начале твердо усвоить одну дату и, отталкива
ясь от нее, запоминать последующие со¬бытия как бывшие за два, три, пя
ть лет до или после нее.
130
Вообще говоря, припоминание слова зависит от того, на¬сколько часто вс
тречалось оно в прошлом опыте человека, и от того, входит ли это слово
в значимую для человека категорию. Фамилии потому трудно и припоминаю
тся, что они не входят ни в одну из категорий.
Метод ассоциаций предполагает создание связей меж¬ду каждым элементом
запоминаемого ряда и зрительным образом. При этом установлено, что, че
м необычнее ас¬социация, тем прочнее запоминание. Желательно при обуче
нии и самообучении максимально использовать эле¬менты мнемотехники, ак
тивно включать стихотворные и ритмические компоненты, поскольку разноо
бразие прие¬мов не только повышает эффективность запоминания, но и соз
дает положительный эмоциональный настрой.
Особо важная и необычная информация может запо¬минаться с одного предъ
явления, поскольку в этом случае число повторений в структурах памяти
обменивается не¬которым образом на продление времени циркуляции ин-фор
мации по нейронным цепям [86, 322, 347]. Если же необходимо запомнить
обычный материал, то для этого есть три возможности: повторение, обобщ
ение и искус¬ственное повышение его личностной ценности. Следует отмет
ить, что правильно организованное повторение нель¬зя приравнивать к ме
ханическому заучиванию и противо¬поставлять пониманию, наоборот, оно с
пособствует про-никновению в суть материала. Если надо помочь человеку
что-то вспомнить, целесообразно побудить его начать со свободного рас
сказа о событии. Такая форма активизи¬рует сопутствующие ассоциации, о
блегчая тем самым вспоминание деталей.
Обратимся теперь к приемам запоминания, которые опираются либо на выяв
ление или усиление внутренних связей в самом запоминаемом материале, л
ибо на связи этого материала с интересами человека. Один из наиболее э
ффективных способов облегчения произвольного запоминания основан на со
здании нужной установки. Установка на запоминание создается с помощью
самоинструкции, направленной на достижение требуемой полноты, точности
или прочности запоминания. Установка влияет не только на сам факт и п
олноту запоминания, но и на длительность сохранения, так как в соответ
ствии с инструкцией включает запоминаемый материал в различные контекс
ты, закрепляет его в разных временных системах. Одно дело ска-
131
зать себе, что помнить следует до определенного дня (экза¬мена), друг
ое — выучить навсегда. В первом случае, после того как экзамен пройдет
, выученное быстро начинает за¬бываться. Вот характерный пример: в экс
перименте груп¬пе участников прочли два отрывка текста одинаковой труд
¬ности, причем сказали, что первый спросят завтра, а вто¬рой — через н
еделю. В действительности предложили рас¬сказать оба отрывка через две
недели. Оказалось, что первый отрывок испытуемые почти полностью забы
ли, а второй значительно лучше сохранился у них в памяти благодаря дру
гой установке при запоминании. Для эффек¬тивного использования установ
ки следует тщательно фор¬мулировать самоинструкцию для запоминания: в
ней должны быть максимально точно отражены требования к полноте матери
ала при вспоминании, его точности и к длительности его сохранения. Нуж
но четко дифферен¬цировать материал, указывая, что следует запомнить н
а время, что — навсегда, что — дословно, а что лишь при¬нять к сведени
ю или уяснить себе общий смысл запоми¬наемого.
Запоминание непроизвольно и существенно улучшает¬ся, если объем запоми
нания включен в активную деятель¬ность. Например, в опытах П. И. Зинче
нко [110] предла¬галось классифицировать предметы, изображенные на кар
¬точках. На каждой карточке кроме предмета было изобра¬жено число. Пос
ле опыта участников просили вспомнить, что они видели на карточках. Ок
азалось, что испытуемые хорошо запомнили предметы, с которыми они опер
иро¬вали, что же касается чисел, то некоторые испытуемые утверждали, ч
то их вообще «не видели». В другом опыте надо было разложить эти же ка
рточки по порядку в соот¬ветствии с изображенными на них числами. В эт
ом случае все было иначе: хорошо запоминались числа и почти не замечал
ись картинки: таким образом, хорошо запомни¬лось то, с чем действовали
. Вот еще один пример. В работе детского авиакружка необходимо было пр
ивлечь внимание и создать интерес к теории конструирования. Агитация н
е помогала и тогда по рекомендации А. Н. Леонтьева [162] изменили цель
деятельности. Вместо задачи постро¬ить лучшую модель поставили задачу
скорее налетать с по-мощью построенной модели определенное расстояние
. Но¬вая задача требовала активного использования теорети¬ческих знани
й, и дети стали с интересом к ним относиться.
132
Материал легче запомнить, если четко сформулиро¬вана цель деятельности
. Человек, решивший арифмети¬ческую задачу, часто не помнит исходных ч
исел, хотя они были объектами его деятельности, но они входили не в це
ль, а в способы достижения цели. Попросите его са¬мого придумать исход
ные числа для задачи, и, решив ее, он назовет их, не задумываясь. Запо
минается лучше тот материал, который вызывает активную умственную ра¬б
оту. Это может быть, например, достигнуто и такой орга¬низацией систем
ы учебных задач, при которой каждый полученный результат необходим для
решения следующей задачи. Активная умственная работа с материалом пом
о¬гает развитию способности укрупнять и оптимально ор¬ганизовывать зап
оминаемые единицы. Умение многих хо¬роших шахматистов быстро запоминат
ь шахматные пози¬ции объясняется профессиональным умением их струк¬тур
ировать информацию, воспринимаемую с доски, они вмещают в одну структу
рную единицу больше фигур. Именно поэтому эта способность тесно связан
а с мастер¬ством шахматистов.
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем
многократное чтение, потому что пересказ — это активная, организованн
ая целью, умствен¬ная работа. В одном эксперименте студенты были разде
¬лены на четыре группы. В первой — отрывок текста читали 4 раза, во вт
орой — читали 3 раза и 1 раз пересказывали, в третьей — читали 2 раза
и 2 раза пересказывали, в четвертой — 1 раз читали и 3 раза пересказыв
али. Содержание текста лучше всего запоми¬нали студенты четвертой груп
пы и хуже всего — первой.
Цель положительно влияет не только на эффектив¬ность запоминания, она
обеспечивает определенную напряженность, которая удерживает внимание к
мате¬риалу вплоть до достижения результатов. Б. В. Зейгарник [402] пр
оводила изучение запоминания прерванных и законченных действий. Выясни
лось, что прерванные действия запоминаются в два раза лучше, чем закон
¬ченные. Предполагают, что этот эффект связан с отсут¬ствием сигнала д
остижения цели из-за прерывания действия.