СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
![]() |
||
О: Суть дела в том, что если я правильно подбираю свои вопросы, я могу
выбрать из "два на два на два... и так двадцать раз" - 220 вещей. Это
более миллиона вещей, которые ты могла задумать. Одного вопроса доста
точно для выбора между двумя вещами; задав два вопроса, можно выбрать
между четырьмя вещами; и так далее.
Д: Папа, я не люблю арифметику.
О: Да, я знаю. Подсчеты скучны, но некоторые идеи, содержащиеся в ариф
метике, занятны. Кроме того, ты хотела знать, как измерить знание, а е
сли ты начинаешь измерять вещи, это всегда приводит к арифметике.
Д: Мы еще не измерили никаких знаний.
О: Нет. Я знаю. Но мы сделали шаг или два по направлению к знанию, как
их (знания) измерять, если мы этого захотим. А это означает, что мы с
тали немного ближе к знанию того, что такое знание.
Д: Это будет странный вид знания, папа. Я имею в виду, знание про знан
ие. Мы будем измерять этот вид знания тем же способом?
О: Подожди минуту, я не знаю... Это настоящий супервопрос. Давай верне
мся к игре в "двадцать вопросов". Мы не упомянули тот пункт, что эти в
опросы должны следовать в определенном порядке. Сначала широкий общий
вопрос, а затем детальный вопрос. И только из ответов на широкие вопро
сы я буду знать, какие детальные вопросы задавать. А мы их все сосчита
ли одинаково. Я не знаю. А теперь ты спрашиваешь меня, будет ли знание
о знании измеряться так же, как другие знания. Ответ, несомненно, дол
жен быть "нет". Видишь ли, если в игре более ранние вопросы говорят мн
е, какие вопросы задавать позднее, тогда они отчасти являются вопросам
и о знании. Они исследуют механику знания.
Д: Папа, кто-нибудь когда-нибудь измерял, сколько кто-то знает?
О: О, да. Часто. Но я плохо знаю, какие были результаты. Это делается
при помощи экзаменов, тестов и викторин, и это похоже на попытки выясн
ить размер куска бумаги, бросая в него камни.
Д: Что ты имеешь в виду?