СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Но эти методы достижения отрицания громоздки и неуклюжи.
(5) Выше утверждалось, что парадигмы вербальной грамматики могли каким
-то образом произойти из парадигм взаимодействия. Следовательно, мы ищ
ем эволюционные корни простого отрицания среди парадигм взаимодействия
. Вопрос, однако, совсем не прост. Известно, что на уровне животных во
зможна одновременная демонстрация противоречивых сигналов (например, п
оз, которые упоминают как агрессию, так и бегство, и т.п.). Однако эти
двусмысленности весьма отличаются от феномена, столь обычного среди ч
еловеческих существ, когда дружелюбность слов может вступать в противо
речие с напряженностью или агрессивностью голоса или позы. Человек при
меняет разновидность обмана - еще более сложного достижения, тогда как
амбивалентное животное предлагает позитивные альтернативы. Нет легког
о способа извлечь простое "не" ни из одного из этих паттернов.
(6) Из этих соображений создается впечатление, что эволюция простого о
трицания проистекла из интроекции или имитации vis-a-vis, благодаря че
му "не" было каким-то образом произведено из "не делай".
(7) По-прежнему остается необъясненным сдвиг от коммуникации, касающей
ся паттернов взаимодействия, к коммуникации, касающейся вещей и других
компонентов внешнего мира. Именно этот сдвиг определяет, что язык ник
огда не сможет отменить иконическую коммуникацию, касающуюся паттернов
обусловливания межличностных отношений.
Дальше этого мы в настоящее время пойти не можем. Вполне возможно даже
то, что эволюция вербального наименования предшествовала эволюции про
стого отрицания. Однако важно отметить, что эволюция простого отрицани
я была решающим шагом к языку, каким мы знаем его сейчас. Этот шаг нем
едленно одарил сигналы (будь они хоть вербальными, хоть иконическими)
той степенью отделенности от своих референтов, которая оправдывает наш
у ссылку на эти сигналы как на "имена". Тот же шаг сделал возможным ис
пользование негативных аспектов классификации: единицы, не являющиеся
членами идентифицированного класса, стало возможно идентифицировать ка
к не-члены. И наконец, стали возможны простые утвердительные изъявител
ьные высказывания.
СОЗНАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ ПРОТИВ ПРИРОДЫ*
* Bateson G. Conscious Purpose Versus Nature. Лекция, прочитанная в ав
густе 1968 года на Лондонской конференции по диалектике освобождения.
Наша цивилизация, лежащая здесь на операционном столе для исследования
и оценки, имеет свои корни в трех главных древних цивилизациях: римск
ой, иудейской и греческой. Может показаться, что многие наши проблемы
связаны с тем фактом, что мы имеем империалистическую цивилизацию, в к
оторую внесен фермент ("закваска") угнетенной, эксплуатируемой колонии
в Палестине. На этой конференции нам снова придется погрузиться в кон
фликт между римлянами и палестинцами.