СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, и хотя
и криво, да сами.
Лессинг
Отношение к новому и преодоление стереотипов
Постоянное пополнение и обновление знаний — важнейшая сторона професси
ональной деятель¬ности любого специалиста. Объем информации, необходим
ый для плодотворной работы по специальности, возрастает с большой скор
остью. Усвоенный материал быстро устаревает и нуждается в обновлении.
Например, уровень знаний молодых специа¬листов по окончании вуза остае
тся удовлетворительным в течение пяти лет, после чего им необходимо за
тра¬чивать до 10% рабочего времени для поддержания своих знаний на дол
жной высоте. Поэтому обучение, ориенти¬рованное только на запоминание
материала, уже не может удовлетворять современным требованиям. На перв
ый план выступает проблема формирования таких качеств вни¬мания, памят
и и мышления, которые позволяют человеку самостоятельно усваивать пост
оянно возобновляющуюся информацию, и развития таких способностей и нав
ыков, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечили
бы ему возможность не отставать от уско-ряющегося научно-технического
прогресса.
Одна из существенных особенностей, отличающих по¬вышение квалификации
от традиционного учебного про¬цесса, состоит в необходимости не только
обучать зре¬лых людей, но и переучивать их, т. е. преодолевать сопрот
ивление ранее сформированных стереотипов.
В процессе переподготовки новые сведения далеко не всегда воспринимают
ся как непреложные истины, даже если они подкреплены фактами успешного
их применения на практике. В возникшей ситуации жизненный опыт специа
листа, составляющий его профессиональное бо¬гатство и опору, становитс
я барьером для восприятия нового. Человек заранее убежден, что ему нич
его нового не сообщат, поэтому интерес к предмету не пробуждается и, к
ак следствие, новая информация не воспринимается. Одним из приемов про
буждения интереса служит ввод¬ный контроль знаний. Если его результаты
свидетельствуют о том, что слушатели не могут справиться с предложенн
ыми задачами, то они побуждаются пере¬смотреть свои представления об у
ровне своей осведом-ленности и субъективную самооценку, т. е. мотиваци
я обучения повышается.
450
Одно из самых распространенных предубеждений че¬ловека — предубеждение
против нововведений и перемен. Оно объясняется тем, что каждое новшес
тво требует дополнительных затрат времени на переучивание, при¬способл
ение и т. д,, при этом сама перестройка связана с определенными усилия
ми. Поэтому аргументированные доводы в пользу необходимости и целесооб
разности таких усилий помогают ослабить противодействие, отрицатель¬ны
е эффекты предубеждения и постепенно подготовить специалиста и коллект
ив в целом к предстоящим пере¬менам. Чтобы уменьшить противодействие н
ововведениям, следует учесть привычки, традиции, сложившиеся стерео¬ти
пы общения и работы, но главное — суметь показать все выгоды от переме
н, как общественные, так и личные, для каждого, кто предпринимает усил
ия. Перенесение центра тяжести в обсуждаемых проблемах с вопросов о то
м, кто виноват в том, что сейчас что-то плохо, на то, что делать и поч
ему станет лучше, подготавли¬вает почву для раскрытия преимуществ от н
ововведений.
Все имеющиеся доводы и рекомендации следует направлять к единой цели:
предотвратить немедленную бурную реакцию против перемен — ее последств
ия могут оказаться нежелательными. Такая реакция может спо-собствовать
формированию отрицательной установки по отношению к конкретным новшес
твам; в дальнейшем она будет противодействовать как эффективному переу
чива¬нию, так и возможности получения удовлетворения от затраченных дл
я этого усилий.
Хорошей иллюстрацией приема преодоления подобно¬го барьера служит сист
ема «ринги», распространенная в ряде крупных фирм Японии. Она использу
ется при необходимости внедрения изменений в промышленности. Проект пр
едполагаемых изменений начинает движение и обсуждение снизу. Заинтерес
ованные лица постепенно знакомятся с проблемой, выражают свое мнение,
мно¬гочисленные визы на проекте нововведения свидетель¬ствуют об этом.
Впоследствии, когда решение об из¬менении принято, не нужно прилагать
усилий для его
451
популяризации и продвижения по каналам исполнения — такая работа уже
сделана в процессе обсуждения и согласования. Решение воспринимается к
ак плод совмест¬ной, групповой деятельности, так как еще до принятия р
ешения сознание всех участников пропитывается дета¬лями и идеей новшес
тва.
Настороженность и скрытый протест могут развиться вследствие не только
общего предубеждения по отно¬шению к новшествам, но и возрастных иллю
зий. Не¬которые опытные преподаватели зрелого возраста дума¬ют, что им
уже, пожалуй, поздно переучиваться: нет сил и желания, и несколько ле
т можно продержаться и так. К сожалению, первое неверно, а последнее м
а¬ловероятно. Советская психологическая наука со всей определенностью
показала: никогда не поздно совершен¬ствоваться — нет возрастных огран
ичений в постижении нового. Наоборот, чем больше жизненный и профессио
¬нальный опыт, тем успешнее идет обучение новому, одна¬ко, проходит он
о эффективнее при положительном на¬строе и правильной организации обуч
ения.
Традиционная психология и педагогика так долго под¬держивали представл
ение о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени
, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется зна¬чи
тельно большая затрата энергии, что оно глубоко уко¬ренилось. Однако э
то представление неправильное, по¬скольку, опираясь на разумное исполь
зование жизнен¬ного и профессионального опыта, а также учитывая воз¬ра
стные особенности обучаемого, можно существенно сни¬зить затраты сил и
времени на обучение. Главным ин¬струментом повышения эффективности об
учения стали активные методы [90]. Они оказались наиболее пригод¬ными
именно для взрослых. Активные методы усвоения новых сведений и приемов
в значительной мере умень¬шают давление традиций и стереотипов, сформ
ировав-шихся в профессиональной сфере, поскольку новые прие¬мы не конк
урируют со старыми, а включаются в иных условиях и при решении других
задач.
Почему, собственно, возникает сопротивление при пе¬реучивании и почему
преодоление любой устоявшейся позиции, ломка мыслительных стереотипов
сопряжены для человека с отрицательными эмоциями? Причины подобно¬го
эмоционального настроя кроются в воздействии психологических барьеров.
452