СТАТЬИ ПО ПСИХОЛОГИИ |
||
Сложность общения с окружающими у таких людей вызвана тем, что их пове
дение практически не отличается от поведения здоровых, поэтому здорово
го человека раз¬дражает эгоцентризм и подчеркивание больным тяжести св
оего состояния. Отсюда и проистекают типичные советы, вроде: «нужно вз
ять себя в руки», «каждый человек пере-
213
живает свои неудачи», «не нужно думать только о себе». Советы такого
рода не приносят пользы. Эгоцентризм больного неврозом — защитная стра
тегия, поскольку по его субъективным ощущениям он так болен, что может
заниматься только самим собой, и у него нет сил зани¬маться сверх это
го еще кем-либо или чем-либо. Каждый его контакт с внешним миром кажет
ся ему настолько бо¬лезненным, как если бы с него сняли кожу. Так как
такие люди легко ранимы, крайне чувствительны к обидам, не выдерживают
сколько-нибудь горячих споров, у них часто возникают бурные вспышки г
нева, чувство досады, огорче¬ния по самым незначительным поводам. Все
это соответ¬ствует поведению здорового человека, но с плохим харак¬тер
ом, что провоцирует и назидательный стиль советов окружающих. Полезно
иметь в виду, что человек легче переносит неудачи, потери, огорчения,
когда причины представляются ему чисто внешними, не зависящими от его
собственных поступков. Напротив, в основе большин¬ства неврозов обнару
живается внутренний конфликт, ощу-щение своей вины, своего упущения, в
следствие которого и возникла травмирующая человека ситуация. Пережи¬в
ания становятся источником невроза лишь в том случае, если они особо з
начимы, занимая центральное место в системе отношений личности к дейст
вительности.
Эмоциональный конфликт при заболевании неврозом по своей природе социа
лен. Человек заболевает не потому, что он стал жертвой несправедливост
и, а потому, что про¬явленная по отношению к нему несправедливость (де
йс¬твительная или кажущаяся) нарушила его представления о справедливос
ти, его веру в добро и зло, в смысл чело¬веческого существования. Лече
ние неврозов заключается прежде всего в попытке помочь человеку разобр
аться в возникшей ситуации. Необходимо пересмотреть те ком-поненты это
й ситуации, которые представляются ему не¬разрешимыми, и переориентиро
вать его в направлении развития у него активной и адекватной жизненной
по¬зиции.
Громадное значение для психического и физического здоровья имеет эмоци
ональный климат на работе и дома. Настроение каждого во многом зависит
от настроения окружающих, от их отношения, проявляющегося в словах, в
мимике, в поступках. Общаясь с людьми, невольно «заражаешься» их опти
мизмом или унынием. Наиболее
214
очевидными проявлениями благоприятной атмосферы, спо¬собствующими прод
уктивности совместной деятельности людей, являются внимание, доброжела
тельность, симпа¬тия человека к человеку.
Покажем роль эмоционального климата на примере из книги космонавтов А.
А. Леонова и В. И. Лебеде¬ва [157]. «Экипаж транспортного самолета со
стоял из четырех человек: командира, летчика, штурмана и ра¬диста. При
выполнении трудных и ответственных опера¬ций часто наблюдалась несогл
асованность действий штур¬мана и командира корабля. На этой почве возн
икали предпосылки к летным происшествиям. Профессиональная деятельност
ь экипажа стала протекать при повышенном эмоциональном напряжении, а м
ежду командиром и штур¬маном возникали конфликты и личная неприязнь. В
следствие этого у штурмана развилась неврастения, и он был отстранен н
а некоторое время от летной работы, а у командира экипажа была выявлен
а язва двенадцати¬перстной кишки. После излечения, попав в состав двух
разных экипажей, оба успешно продолжали летную дея¬тельность».
Одной из причин напряжения может явиться и слишком тесное принудительн
ое общение людей. Травмирующее воздействие определяется в этом случае
тем, что сужение круга и углубление общения быстрее исчерпывает инфор¬
мативную ценность каждого из членов группы, что в конеч¬ном счете прив
одит к напряженности и стремлению к изоляции [253]. Стрессовые факторы
могут действо¬вать двояко: усиливать и ослаблять сплоченность группы,
что проявляется в характере поведения ее в конфликтной ситуации. Взаи
мопомощь, забота о других в стрессовой ситуации способствует возникнов
ению взаимной симпатии и росту сплоченности и солидарности группы. При
усиле¬нии сплоченности группы даже возникший конфликт «замыкается на
какой-нибудь внешний объект», например на любое лицо, не входящее в со
став группы, а при ослаб¬лении возникает конфликт между ее членами. В
тех случаях, когда такой конфликт открыто не реализуется, повышается с
тремление к уединению любыми способами, в том числе принятием позы, по
зволяющей не встречаться взглядом. Эффективным средством снятия нагруз
ки в этом случае служит некоторая относительная изоляция, физи¬ческая
или социальная.
215
Определенный уровень эмоционального возбуждения обеспечивает повышени
е эффективности деятельности че¬ловека. В то же время эмоциональное пе
ренапряжение может привести к снижению трудоспособности человека. Йерк
с и Додсон [401] установили, что зависимость про¬дуктивности деятельно
сти от уровня связанной с ней акти¬вации может быть описана инвертиров
анной U-образной кривой. Из этого следует, что по мере увеличения эмо¬
ционального возбуждения продуктивность вначале растет быстро, а затем
ее рост замедляется и начиная с некоторо¬го критического уровня эмоцио
нальное возбуждение уже ведет к падению уровня продуктивности — вначал
е медленному, затем резкому.
Указанная зависимость неоднократно подтверждалась в психологических ис
следованиях, и при этом было заме¬чено, что, чем сложнее и труднее дея
тельность, тем раньше наступает критическая точка спада продуктивности
. В этом случае снижение работоспособности проявляется в постоянном чу
встве усталости, вялости, несвежести, иногда и сонливости. Одновременн
о снижается способ¬ность к концентрации внимания, появляются рассеянно
сть и затруднения запоминания. Если в этих условиях человек должен чит
ать, то чтение может стать механическим, без усвоения содержания прочи
танного. Эмоциональная реакция перестает быть адекватной силе раздражи
теля: она слишком повышается при незначительной удаче и рез¬ко ухудшае
тся при малейшей неудаче. Человек стано¬вится нетерпеливым и плохо пер
еносит ожидание. Когда растет субъективная значимость какой-то деятель
ности и соответственно повышается эмоциональная напряжен¬ность, резуль
таты деятельности в течение длительного периода могут не ухудшаться за
счет мобилизации, но ресурсы организма постепенно истощаются, и это п
риводит к прогрессивному удлинению периодов восстановления работоспосо
бности. Если возможности восстановления отсутствуют, возникает потенци
альная опасность забо¬левания.
Показано, что для одних людей более характерна активная реакция на стр
есс, а для других — тормозная. При активной реакции мыслительные проце
ссы могут измениться в сторону схематизации, обобщения ситуа¬ции с выд
елением главных аспектов приложения усилий. Гиперактивная, импульсная
реакция, порождая суетли-
216
вость и неоправданную спешку, приводит к увеличению количества ошибок
при сохранении или даже возрастании темпа деятельности [181]. Тормозна
я реакция ведет к замедленному выполнению мыслительных операций, по-вы
шению инерционности при выработке новых навыков или при переучивании.
Эмоциональное перенапряжение приводит к сужению объема внимания и ухуд
шению способности его пере¬ключения и распределения, тем самым оно изм
еняет доступность сознанию полного объема значимой информа¬ции. Так, н
апример, если в спокойной обстановке опера¬тор может различать 5—7 сиг
налов, отличающихся по одному признаку, то в аварийной — только 2—3 си
г¬нала. Наблюдаются сдвиги световой чувствительности: при чрезмерном в
озбуждении повышается чувствитель¬ность к красному цвету и понижается
к синему.
Не только недостаток информации ведет к эмоцио¬нальному перенапряжению
, которое неблагоприятно сказывается на эффективности труда и состояни
и здо-ровья человека, но и полная информированность, стерео¬типность с
итуации, порождая чрезмерный автоматизм, привычность, монотонность, ус
траняя эмоции вообще, приводит к состоянию безразличия, скуки — тогда
труд становится утомительным, и его продуктивность падает. Следует име
ть в виду, что любимая работа не вызывает быстрого утомления и реже пр
иводит к переутомлению.
Управление эмоциями
Ключевую роль в эффективном самоуправлении играет осознание своих жизн
енных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Человек, сделав
ший главный жиз¬ненный выбор, в значительной мере предрешил все даль¬н
ейшие решения и тем самым избавил себя от коле¬баний и страхов. Его жи
знь свободнее, проще, он эко¬номит душевные силы. Попадая в трудную си
туацию, он соотносит ее значение с главными жизненными ценнос¬тями, и
своевременность подобного взвешивания норма¬лизует его состояние. В эт
ом случае критическая ситуация рассматривается не в сравнении с другим
событием, а оценивается на фоне общей перспективы, например всей жизн
и человека или всего человечества.
217